В последующие семь лет для развития самолетостроительной отрасли потребуется 37,1 млрд грн. Такая предварительная сумма указана в проекте концепции развития авиационной промышленности. Разработанный Министерством экономического развития и торговли документ предполагает провести в 2014‑2020 гг. корпоратизацию и приватизацию ряда предприятий, а также создать корпорацию по управлению отраслью.
Проект предусматривает исследование рынков сбыта авиатехники и изучение предварительного спроса. Еще одно задание в программе — модернизация и разработка новых двигателей и самолетов, в частности транспортных Ан-140Т и Ан-178, а также вертолетов МСБ-2 и МСБ-6.
В Минэкономразвития также предлагают провести модернизацию и переоснащение производственных мощностей самолетостроительных производств, центров ремонта и техобслуживания. Необходимость принятия новой программы, как сказано в пояснении министерства, объясняется тем, что срок действия предыдущей истек еще в 2011 г.
Денежный вопрос
Финансировать запланированные мероприятия предложено за средства госбюджета (15,9 млрд грн), а также других источников, в том числе инвестиционных фондов, банковских кредитов и собственных средств предприятий (21,2 млрд грн). Также в Минэкономразвития рассчитывают привлечь 6,2 млрд грн у инвесторов.
Такой принцип распределения средств не одобрили в Министерстве финансов. В выводах министерства говорится, что финансовое обеспечение на втором и третьем этапе реализации стратегии должно осуществляться за счет собственных средств авиапромышленных предприятий.
Причины несогласия Минфина задействовать деньги из бюджета вполне очевидны. К примеру, только ГП «Антонов» требуется порядка $ 500 млн на переоснащение производственных мощностей.
Не исключено, что именно с поправками Минфина проект концепции будет одобрен Кабинетом министров. Как отметил в беседе с «Капиталом» чиновник аппарата правительства, опыт предыдущих лет показывает, что средства госбюджета, которые выделялись на программу развития авиапромышленности, не давали нужного результата.
«За семь лет можно провести модернизацию за свой счет и наладить экспорт. Но это решается не за дотации государства, а при наличии компетентного менеджмента на предприятиях», — подчеркнул собеседник.
Ранее о подобных проблемах заявляли в Счетной палате. Согласно отчету коллегии ведомства, в 2008‑2009 гг. финансирование авиапрома осуществлялось на 80 % от запланированного в бюджете объема — 727,5 млн грн. Но деньги выделялись хаотично.
37,1 млрд гривен потребуется на реализацию программы авиапромышленности на 2014‑2020 годы
«Отдельные льготы и преференции, предусмотренные действующим законодательством для предприятий самолетостроительной промышленности, предоставляются непоследовательно и бессистемно, законодательство в этой сфере часто меняется и, как правило, не улучшает механизма предоставления льгот», — говорится в выводах Счетной палаты.
Амбициозные планы
В Минэкономразвития настаивают на своей позиции. Обнародованный проект концепции содержит ряд предложений, имеющихся в аналогичной российской программе. Ссылаясь на опыт Российской Федерации, авторы концепции обращают внимание на то, что за последние пять лет объем ежегодного госфинансирования развития авиационной промышленности в России составлял в среднем 13 % от доходов предприятий отрасли. В Украине этот показатель за последние десять лет был менее 3 %, уточняется в пояснении.
По расчетам Минэкономразвития, вложенные в развитие отрасли средства окупятся еще до завершения программы. В частности, прогнозируется производство до 2020 г. включительно авиатехники на общую сумму около 100 млрд грн.
«Это позволит в 2014‑2020 гг. направить в бюджеты разных уровней около 32 млрд грн и обеспечить рост заработной платы занятых в отрасли в два-три раза», — говорится в проекте.
Опрошенные «Капиталом» эксперты не в восторге от концепции развития. «Самолеты у нас разрабатываются, но не продаются, потому что по‑прежнему используется подход, который был во времена плановой экономики — сначала строим, потом продаем. К примеру, Airbus и Boeing, прежде чем преступить к производству, заключают твердые контракты с заказчиками», — поясняет источник в аппарате Кабмина.
Подтверждает это и директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский. В беседе с «Капиталом» он отметил, что коммерчески успешными проекты позволят сделать комплексные заказы, а единичный спрос не окупит производство самолетов.