Еврокомиссия намерена сохранить среди приоритетных направлений финансово-технической помощи Украине энергетический сектор и добавила к ним реализацию соглашения об ассоциации с ЕС. Об этом свидетельствует обнародованный 1 ноября представительством Евросоюза в Украине проект Стратегической программы поддержки Украины на 2014‑2017 гг.
Документ разработан исходя из предположения, что соглашение об ассоциации, включая углубленную и всеохватывающую зону свободной торговли (УВЗСТ), будет подписано.
Эта стратегия предлагает новый инструмент поддержки Украины Брюсселем (до сих пор она осуществлялась в рамках другой политики). «В прежние годы техпомощь оказывалась в рамках «Политики построения бюджета ЕС». В 2014‑2020 годах это будет уже другой инструмент — «инструмент соседства». Все его детали пока обговариваются», — отметил в преддверии публикации проекта руководитель программ сотрудничества представительства ЕС в Украине Эндрю Разбаш.
Сейчас ведутся консультации по проекту стратегии на 2014‑2017 гг., а также планируется подготовка новой программы на 2018‑2020 гг.
Бесценный вопрос
Европа с США является крупнейшим донором техпомощи для Украины. По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), за годы независимости Украина получила от международных организаций и стран-доноров более $ 8 млрд.
По словам Эндрю Разбаша, общий объем помощи, предоставленной ЕС Украине в 1991‑2013 гг., оценивается в € 3,3 млрд (около $ 4,5 млрд). То есть из Брюсселя пришло больше половины всей полученной Киевом техпомощи. Еще € 1,2 млрд (порядка $ 1,6 млрд) было выделено ЕС за этот период в рамках макрофинансовой помощи.
В текущем году Брюссель также сохранит лидерство среди доноров. В МЭРТ рассчитывают, что объем технической помощи из‑за рубежа в 2013 г. достигнет $ 539,6 млн.
В представительстве ЕС обещают выделить до конца года еще € 186 млн ($ 250,8 млн), то есть почти половину средств, ожидаемых МЭРТ. Кроме того, Брюссель пообещал Киеву еще € 610 млн ($ 822,6 млн) макрофинансовой помощи, но лишь в случае успешного исхода переговоров Украины с Международным валютным фондом, которые пока продолжаются.
Сумма, на которую Украина сможет рассчитывать в рамках новой стратегии, в проекте документа не указывается, поскольку в данный момент она обсуждается.
По словам пресс-секретаря представительства ЕС в Украине Дэвида Стулика, речь идет о сумме в среднем около € 200 млн в год, что сопоставимо с нынешним объемом помощи.
Ранее Питер Стано, пресс-секретарь комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле, заявлял, что как только будет подписано соглашение об ассоциации, ЕС увеличит предоставляемую Украине финансовую помощь.
Однако, по словам Дэвида Стулика, это произойдет только в случае успешной реализации запланированных проектов. Консультации по стратегии заканчиваются 14 ноября, после чего потребуется три-четыре месяца на их принятие Еврокомиссией и Кабинетом министров Украины.
После этого, говорит пресс-секретарь представительства ЕС, начнется работа над среднесрочными индикативными программами на четыре года и планом действий на ближайший год, в котором уже будут расписаны конкретные суммы.
Впрочем, уже известно, что выделенных средств не хватит на финансирование необходимых реформ в случае подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. В начале октября премьер-министр Николай Азаров во время встречи с еврокомиссаром по вопросам торговли Карлом де Гухтом попросил Брюссель предоставить Украине финансово-техническую помощь «в имплементации положений об ассоциации, прежде всего введении новых стандартов и стандартов, действующих в ЕС».
По оценкам премьера, адаптация технических регламентов в течение 10 лет обойдется Украине в € 165 млрд ($ 222,5 млрд). В Брюсселе признают, что выделенных им средств будет недостаточно для реализации необходимых реформ.
«Объема средств «Европейского инструмента соседства», которые будут выделены, будет недостаточно для осуществления кардинальных реформ, — сказано в проекте стратегии. — Стремление провести в Украине необходимые реформы в соответствии с принципами и стандартами ЕС должно исходить изнутри страны».
Стабильные приоритеты
В последующие годы помощь от Евросоюза будет поступать по трем основным и двум дополнительным направлениям. Наибольший объем средств — по 35 % от выделенного финансирования — пойдет на два направления.
Как и в предыдущие годы, в приоритете останется техническая помощь на энергетическую и энергосберегающую политику. Значительная часть инвестиционного портфеля будет предусмотрена для проектов, напрямую связанных с энергоресурсами, энергоэффективностью, рациональным потреблением энергии и охраной окружающей среды.
Второе приоритетное направление — развитие торговли через внедрение УВЗСТ. Финансируя его, доноры будут ориентироваться на приоритетные реформы, предусмотренные соглашением об ассоциации с ЕС и УВЗСТ. В проекте стратегии указано, что при этом основным ориентиром будет план действий по реализации УВЗСТ, разработкой которого сейчас занимается МЭРТ. Само министерство будет играть ведущую роль в координации действий доноров, а в целом для обсуждения политики в ходе реализации соглашения об ассоциации будет создан специальный форум.
Остальные средства будут распределены между тремя оставшимися направлениями: развитие потенциала и институциональной способности (15 % финансирования), реформирование системы юстиции (10 %) и развитие гражданского общества (менее 5 %).