К каждому гражданину, как известно, солдата с ружьем не приставишь. Поэтому нужно, чтобы в человеке сидел внутренний контролер, удерживающий от социально неприемлемых поступков.
В антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла был прекрасный неологизм «самостоп». Как уверяют психологи, в качестве «самостопов» выступают чаще всего два чувства — страх и стыд.
Для западной индивидуалистической цивилизации более характерен страх. Европеец мог бояться как вполне реальных вещей — казни, пыток, тюрьмы, лишения имущества, отлучения от церкви, — так и «умозрительных» — геенны огненной или демона, который непременно явится за душой «нарушителя».
Востоку, пропитанному духом коллективизма, ближе стыд. До сих пор многие представители азиатских цивилизаций страшатся «потерять лицо». Наиболее яркий представитель — Япония. Именно из этой страны происходит, например, обряд сэпукку для опозорившего себя самурая.
Схема, конечно, упрощенная — и на Востоке провинившимся головы рубили, и на Западе дворяне стреляли друг в друга и в себя, дабы смыть позор.
Но! Чтобы любой из этих «самостопов» поселился у человека внутри, общество его должно навязывать снаружи. Гражданам нужно время от времени напоминать, что такое хорошо и что такое плохо, а также демонстрировать, что бывает с нарушителями — формировать обратную связь.
Именно этой цели служили варварские обычаи публичных казней, привязывания к позорному столбу, нанесения увечий или татуировок на лица «проштрафившихся». Сейчас эти, простите за выражение, «духовные скрепы» расшатаны.
Стыдное еще полвека назад сегодня является едва ли не мейнстримом в искусстве (я не только о порно и ЛГБТ). А страшное… Связь между преступлением и наказанием ныне утрачена. Народ, по крайней мере на постсоветском пространстве, регулярно убеждается, глядя в телеэкраны: настоящих воров и убийц не сажают, а если и сажают, то вскоре выпускают.
Посадить же невиновного — обычное дело. Наверняка так бывало и раньше, только телевизор этого не показывал. А сейчас в нестойких умах граждан (проверял лично, хотя мои проверки соцопросом не назовешь) подспудно возникает крамольная мысль: «Им можно, а другим, значит, нет?..» Многие мои друзья говорят, что им цензор не нужен.
Они-де мошенничать не будут, даже если за подобные поступки их не станут сажать на цугундер или тыкать в них кривым пальцем с криком «фу!».
Ибо «цивилизованный человек и так знает, что это нехорошо». Но то мои друзья — люди культурные и самостоятельные. Беда в том, что ныне действующая система образования и информирования населения как раз не способствует появлению таковых. Впрочем, это уже другая история.