Інтереси

город

Биотопливо, велосипеды и зеленые крыши: как развивается шведский «город будущего» Мальме

53684
Биотопливо, велосипеды и зеленые крыши: как развивается шведский «город будущего» Мальме

В 90-е Мальме — ключевой город шведского юга усиленно деградировал — наполовину состоял из портовых районов и был полностью зависим от кораблестроения, а власти Швеции запланировали обрезать деятельность в этой сфере из-за низких перспектив в конкуренции с Азией и другими регионами.

Усеянный складами, песчаными насыпями и промзонами Мальме оказался никому не нужен. За пять лет там потеряли работу почти 27 тысяч человек — уровень безработицы стал самым высоким в стране.

Самый характерный эпизод того времени — продажа огромного (138 метров) судового крана Kockumskranen на верфи в Южную Корею. Сами корейцы прозвали его «слёзы Мальме», потому что якобы видели, как некоторые горожане рыдали, наблюдая за демонтажем своего символа. Примерно в тот момент власти и жители Мальме поняли, что необходимо искать другую специфику и, главное, — иной способ мышления.

«Мы оказались в глубочайшем кризисе, какой только можно себе представить. Перед нами встал вопрос, какой путь избрать сейчас, когда уклон в промышленность не оправдал себя для города. Вместо этого мы стали содействовать развитию Мальме как центру знаний и эко-городу. Радикальные меры были необходимы!, — вспоминает Иллнар Рипару, бывший вице-мэр Мальме.

Кроме ментальной революции, на развитие Мальме повлияли два события: строительство Эресуннского моста — самой длинной в Европе железнодорожно-автомобильной дороги, соединившей город со столицей Дании, — и открытие университета Мальме. В умирающий промышленный урбан потянулись молодые интеллектуалы и прогрессивные специалисты, с которыми местные власти сразу запустили активное сотрудничество.

Район Bo01

Новая философия Мальме применяется везде, но лучше всего видна в районе Bo01. Это западная гавань, которую полностью перестроили, расчистив лабиринты верфей. Проектированием и строительством занимались частные компании, которые координировали работу с муниципалитетом и друг другом, чтобы район выглядел как единый проект.

600 домов, магазинов и офисных зданий оснащены солнечными батареями и подключены к системе циркулирования воды, где один и тот же объём сначала используется для обогрева зимой, а затем для кондиционирования летом. Кроме того, всё вокруг оснащено ветряными турбинами, а сами здания возводят из экосырья с функцией сохранения тепла.

Лучшее доказательство того, что Bo01 не идеализированная фантазия, а повседневная реальность — там тоже есть свои проблемы. Например, его население — преимущественно белые европейцы. Для Мальме, где 40% жителей родились за пределами страны, это показательная картина.

Считается также, что в Западной гавани дорогое жильё и в целом высокий класс проживающих, что конфликтует с идеей о массовости и доступности. Но, во-первых, эти трудности в любом случае лучше, чем то, что происходит в тысячах других городов по всему миру. А во-вторых, они не мешают Мальме развивать свою экологическую концепцию.

Переработка отходов

Один из ключевых пунктов реорганизации жизни Мальме — вторсырьё. В городе, как и по всей стране, давно запущен тренд на разделение отходов. Причём не на три вида, как во многих европейских странах, а на несколько десятков. Всё для того, чтобы мусор было удобнее перерабатывать.

В каждой кухне Мальме для этого установлены специальные измельчители. Полученный материал затем идёт на биотопливо для автомобилей и городского транспорта. Пищевые отходы также трансформируются в биогаз, который в быту заменяет традиционный природный. Власти Мальме пускают в работу даже пепел. «Мы используем его, чтобы сделать гравий для парковочных мест, дорог и барьеров», — объясняет менеджер компании по переработке отходов Гунилла Карлсон.

Озеленение

Мальме планирует захватить мировое лидерство по озеленению и, согласно некоторым оценкам, уже входит в топ-4 самых зелёных городов планеты. Муниципалитет прописывает отдельные программы по защите окружающей среды, регулярно увеличивает количество парков.

Особая гордость Мальме — зелёные крыши, на которых разбивают мини-скверы и снабжают их системами сбора дождевой воды. Так, в районе Аугустенборг есть Ботанический сад с крышей, чьи 9,5 тысяч квадратных метров кровли отданы под зелёные насаждения.

Кстати, в Аугунстенборге раньше постоянно возникали проблемы с влажностью и задержкой дождевой воды. Для того, чтобы их избежать, район снабдили сетью каналов по сбору и выводу лишней воды и заменили материал фасада у большинства зданий. А новый дизайн окрестностей жители затем придумывали фактически самостоятельно.

Транспорт

Еще в 2013 году по улицам Мальме ездило больше сотни автобусов на биотопливе. Сейчас эта цифра выше, но менее значима. Потому что город захватывают велосипеды.

В Мальме более 400 километров велодорожек и несколько тысяч парковочных мест под велосипеды. Крутят педали там чаще, чем в любом другом городе Швеции. И даже чаще, чем в Копенгагене, который считают центром велосипедного движения Скандинавии.

Для 40% всех поездок на работу в Мальме используется велосипед. Для горожан часто это не только полезно и правильно, но и просто удобно. Потому что около трёх десятков перекрестков там оборудованы специальной системой датчиков, которые дают велосипедам преимущество на дорогах.

Многие поезда и паромы оборудованы отсеками для перевозки байков внутри салона. Правда, за все эти удобства нужно отвечать: шведские постовые службы часто проверяют исправность тормозов и наличие фонариков или звонков. И выписывают штрафы, если что-то не так.

Перспективы

«Мы поставили перед собой цель: Мальме будет лучшим городом мира по устойчивому развитию к 2020 году», — так начинается муниципальная программа по внедрению новой философии жизни. К 2030 году город хочет добиться полной энергетической независимости, увеличив процент использования альтернативной энергии до 100%.

Мальме ни от кого не прячет свои инновации. Наоборот — представители города активно рассказывают про нюансы работы и идут на тесный контакт. Дело тут не столько в альтруизме, сколько в формировании нового имиджа.

Если когда-то Мальме знали как серый порт на юге Швеции, то теперь это центр ИТ-технологий, инноваций, экологии, туризма и нового типа урбанизации, при которой город не душит природу, а прямо зависит от её развития.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама