Правительство собирается продлить действие стандартов качества Евро‑3 на бензин и дизельное топливо еще как минимум на 2,5 года — до 31 декабря 2015 г. Как сообщил «Капиталу» министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, соответствующий приказ о продлении стандарта должно подписать МЭРТ. «Предложение свое мы уже внесли. Насколько мне известно, приказ выйдет сегодня-завтра», — сказал Эдуард Ставицкий. По состоянию на вечер вторника Минэкономразвития не подтвердило, что такой документ подписан.
В который раз
Напомним, 31 июня истек срок действия стандартов топлива, соответствующих требованиям Евро-2 и Евро-3. Украинские власти неоднократно с 2008 г. продлевали их действие, декларируя необходимость поддержки украинских нефтеперерабатывающих заводов, которые не могут выпускать топливо, соответствующее более жестким экологическим стандартам.
После того как истек срок действия стандартов Евро-2 и Евро-3 Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило проект документа «Технический регламент по требованиям к автомобильным бензинам, дизельным, судовым и котельным топливам», согласно которому стандарты качества нефтепродуктов, соответствующих требованиям Евро-3, будут действовать до 31 декабря 2015 г., а Евро-4 — до 31 декабря 2017 г.
Прекращение действия стандартов Евро-2 и Евро-3 угрожает остановкой Шебелинскому ГПЗ, выпуск топлива на котором не соответствует более жестким стандартам. Переработка сырья на Шебелинском ГПЗ сейчас составляет «пару сотен тонн в сутки», сообщили «Капиталу» в пресс-службе «Укргазвидобування». На предприятии надеются, что со следующей недели завод начнет работать в нормальном режиме. «На прошлой неделе вроде бы решили на год продлить действие стандартов, так что мы еще поработаем», — отметили в пресс-службе. Проектная мощность завода составляет около 2,9 тыс. т / сутки.
Потребность есть
По словам заместителя директора компании «Психея» Геннадия Рябцева, когда ранее продлевалось действие стандартов Евро-2 и Евро-3, это объяснялось необходимостью дать нефтеперерабатывающим заводам время для проведения модернизации и организации производства топлива по более жестким экологическим стандартам. «Но Шебелинский ГПЗ за год не модернизируется. Еще в 2008 г. было понятно, что никто ничего делать не будет», — подчеркнул эксперт.
По его словам, продление действующих стандартов необходимо в первую очередь на дизельное топливо, ведь в Украине работает около 730 тыс. дизельных двигателей, установленных на специальной технике, тягачах, тепловозах, дизель-электропоездах, речных судах. Эта техника заправляется именно тем топливом, сроки действия стандартов на которое истекли. «А о них кто‑нибудь подумал? Надо же чем‑то обеспечить потребителей, которые не смогут использовать топливо нового стандарта», — считает представитель компании «Психея».
Что делать
По мнению эксперта, нужно принимать технический регламент взамен стандартов, но при этом следует предусмотреть, чтобы топливо старого стандарта продавалось до тех пор, пока будет востребовано. «Необходимо это горючее продавать целенаправленно только тем, кто с ним работает. Оно не должно продаваться на АЗС. Тогда никто не будет говорить, что у нас повсеместно выпускается некачественное топливо», — предлагает Геннадий Рябцев.
По его словам, такая схема была использована в Евросоюзе, когда после введения директив о введении норм «Евро» до 2011 г. действовало разрешение на выпуск топлива с повышенным содержанием серы для определенных категорий потребителей.