Моторное (транспортное) страховое бюро инициирует переход всех участников рынка ОСАГО на прямое урегулирование убытков. Этот вопрос будет рассмотрен 12 апреля. «На общее собрание ассоциированных членов МТСБУ вынесен вопрос внесения изменений в устав бюро, чтобы взаиморасчеты в рамках прямого урегулирования стали обязательными для всех страховых компаний. Мы рассчитываем на поддержку страховщиков», – заявил генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.
Прямое урегулирование означает, что потерпевшему в ДТП автовладельцу не надо обращаться за выплатой в страховую компанию виновника ДТП. Потерпевший может обратиться к страховщику, у которого сам купил полис ОСАГО. Его страховая компания проведет выплату, а потом взыщет компенсацию с другой СК. Эта модель призвана побудить автовладельцев покупать себе не дешевую, а качественную страховку ОСАГО.
Пилотный проект прямого урегулирования страховых случаев стартовал в добровольном порядке 1 декабря 2016-го. Его начали 17 СК из 54 членов МТСБУ: «АХА Страхование», «Арсенал Страхование», «PZU Украина», «ВУСО», «АСКА», «Оранта», «Универсальная», «УНИКА», «ПРОСТО-страхование», «Провидна», «ИНГО Украина», «Международная страховая компания», «Краина», «КРЕДО», «АСКО-Донбасс Северный», «Колоннейд Украина», «Брокбизнес». «Можно с уверенностью констатировать, что система прямого урегулирования полностью работоспособна. Мы протестировали все этапы процесса, начиная от регистрации убытков с 1 декабря, до расчетной сессии в марте по убыткам, урегулированным в декабре-январе», – говорит вице-президент «АХА Страхование», глава рабочей группы при МТСБУ по внедрению прямого урегулирования Максим Межебицкий.
Быстрее, больше, выше
Страховщики констатируют уменьшение среднего срока урегулирования и повышение качества обслуживания клиентов. «Все участники проекта нацелены именно на результат – выплатить страховое возмещение своему пострадавшему клиенту», – утверждает директор департамента урегулирования убытков региональной сети «Арсенал Страхование» Константин Палазов.
По данным МТСБУ, за декабрь – март по системе прямого урегулирования поступило более 1,5 тыс. обращений, а это свыше 10% от всех заявленных страховых случаев. Уже проведены взаиморасчеты по 323 случаям на 4,5 млн грн. Средняя сумма выплаты по делам прямого урегулирования оказалась на 20% выше суммы обычных выплат. «Средний срок урегулирования по этим убыткам составил 24 календарных дня, что в разы меньше, чем средний срок на рынке ОСАГО в рамках общей системы», – подчеркивает господин Межебицкий. По его словам, в «AXA Страхование» к третьему месяцу работы проекта доля выплат по прямому урегулированию достигла 20% выплат по ОСАГО и продолжает расти.
В «PZU Украина» доля заявлений с прямым урегулированием составляет 13%, а средняя выплата по этой системе отличается от обычной всего на 4%. «Говорить о тенденциях очень рано: сравниваются 1382 выплаты по ОСАГО и 90 по прямому урегулированию», – говорит менеджер управления автотранспортного страхования «PZU Украина» Павел Корсун. «Более показательными будут результаты первого года работы проекта», – считает Владимир Шевченко. По его мнению, коммуникация между страховщиками уже улучшилась. «Все спорные вопросы решаются в рамках проекта путем переписки по электронным каналам связи. Количество претензий существенно снизилось, так как взаиморасчеты между страховщиками стали автоматическими. Уровень взаимного доверия растет», – отмечает он.
Не все так радужно
«Потенциал системы прямого урегулирования при сохранении нынешнего количества участников – не выше 30%», – считают в «Оранте». Присоединиться к проекту может любой член бюро. Но страховщики не спешат: добровольно в проект с декабря вступила всего одна компания – с 1 февраля 2017-го к проекту подключился «Европейский страховой альянс».
Восемь СК из 18 участников проекта покрывают около 90% рынка прямого урегулирования как по количеству требований, так и по доле выплат. При этом средняя выплата в рамках прямого урегулирования составляет почти 15 тыс. грн при 9 тыс. грн по обычной модели. Небольшие страховщики сетуют на то, что им невыгодно участвовать в новой системе. Якобы средняя сумма выплат у крупных СК меньше, чем у небольших. «Нынешняя система выплат базируется на бельгийской модели. Когда предложили этот вариант, мы предупреждали, что Бельгия – страна маленькая, возраст автомобилей и их цена там равномерны по всей стране. А у нас за пределами городов-миллионников 90% автомобилей старше 20 лет. Вот и получается, что компания, работающая в конкретном регионе или городе, несет повышенный риск необходимости платить больше, чем получит. Если у компании меньше ста выплат в месяц, она будет получать постоянный негативный результат», – говорит гендиректор Ассоциации Страховой Бизнес Вячеслав Черняховский.
При нынешнем механизме взаимозачета, чем больше выплат у страховщика, тем меньше вероятность сильных колебаний размера выплат. «Небольшие компании могут получать дополнительную финансовую нагрузку за счет того, что по их полисам чаще выплачивают более крупные страховщики, у которых гораздо больше полисов. Но первая расчетная сессия показала незначительные отклонения выплаченных возмещений от суммы, которая была компенсирована компании в рамках расчетной сессии», – рассказывает Константин Палазов.
Погрешность при взаиморасчетах по первым понесенным убыткам может быть заметной. «Это не проблема, поскольку по результатам следующих расчетных сессий эта погрешность будет накопительным итогом снижаться. И у компании есть возможность накапливать убытки в рамках прямого урегулирования и выставлять их для участия в расчетной сессии в тот момент, когда их количество достаточно велико для того, чтобы погрешность была минимальна», – убеждает Максим Межебицкий. «Чем больше выплат включено в сессию, тем ниже отклонение между суммой фактических выплат и компенсацией в рамках взаиморасчетов. Наименьшие отклонения будут достигнуты тогда, когда все выплаты по ОСАГО будут проходить в рамках прямого урегулирования», – уверен господин Шевченко.
Разногласия возникают и при определении материального ущерба по убыткам в пределах 50-100 тыс. грн. Таких страховых случаев всего 3-4%, но они занимают 20-25% выплат. Прямое урегулирование отдает страховщику потерпевшего полномочия определить размер убытка. Этот страховщик, вероятно, поставит интересы клиента, которому нужна выплата побольше, выше интереса страховщика виновника ДТП. В таком случае возможен конфликт, если один страховщик предлагает обойтись рихтовкой части кузова, а второй – заменить целые детали.
Жалуются страховщики и на то, что многие заказчики услуг ОСАГО в тендерных условиях прописывают требование быть участником системы прямого урегулирования. «Когда в АМКУ согласовывали документы по прямому урегулированию, мы просили учесть этот момент, но к нам не прислушались, поэтому мы были вынуждены обратиться в суд», – сказал Вячеслав Черняховский. Участники проекта не видят в этом большой проблемы. «Если потенциальные страхователи включают в тендерные условия участие компании в системе прямого урегулирования, то им это нужно. Страховщик, решивший не участвовать в системе прямого урегулирования, сам поставил себя в такие условия», – считает Павел Корсун.
Медленный взлет
Вячеслав Черняховский считает, что система прямого урегулирования должна учитывать интересы и крупных, и небольших компаний. При этом прямое урегулирование необходимо прописать в законах о страховании и ОСАГО, чтобы избежать юридических коллизий, когда клиент захочет получить выплату сразу в двух СК. «Хотя в существующей системе прямого урегулирования прописано, что после того, как клиент получил расчет в своей страховой компании, он не может обращаться в компанию виновника ДТП, на законодательном уровне он прав и имеет полное право оспорить это решение»,– говорит господин Черняховский.
Европейский опыт показывает, что добровольные инициативы страховщиков лучше приживаются, нежели навязанные государством, считает господин Палазов. Но в Украине страхование часто развивается «из-под палки». «Система прямого урегулирования охватит весь рынок, когда это станет обязательным, либо когда с рынка уйдут неплатежеспособные компании, которые равнодушны к интересам клиентов», – считают в пресс-службе «Оранта».
В МТСБУ надеются, что страховщики поддержат всеобщее прямое урегулирование. «Если общее собрание 12 апреля поддержит нашу идею о внесении изменений в устав, то на подготовку положения, его утверждение и согласование с Антимонопольным комитетом может понадобиться от полугода до года. И уже в 2018 году прямое урегулирование может стать обязательным», – прогнозирует Максим Межебицкий.
Как платят страховщики «автогражданки»
МТСБУ обнародовало показатели деятельности ассоциированных членов в IV квартале 2016 года. Высокая «оценка деятельности страховщика» отмечена у 51 СК из 54, высокое «качество урегулирования убытков» – у 26, низкий «уровень жалоб от пострадавших и страхователей» – у 41. Улучшение индикатора «жалобы» зафиксировано у СК «Харьковская муниципальная», «Скарбниця», «Провидна», «Оранта», «Мега-Гарант», «Евроинс». Ухудшение индикатора показали «Брокбизнес», «Дом страхование», «Киевский страховой дом», «Кредо», «Гарантия». В четвертом квартале МТСБУ получило 209 жалоб на страховщиков, больше всего – на «УТСК» (36) и «Киев Ре» (16).
На топ-10 рынка пришлось 54% страховых премий и 57% выплат. Соотношение страховых выплат к премиям составило 47%. У 24 СК скорость урегулирования выше, чем в среднем по рынку. Средний срок урегулирования в течение квартала сократился на 15 дней и составил 114 дней с момента ДТП. В срок до 120 дней урегулируется 76% дел (+5 п.п. к III кварталу).