В прошлую пятницу и. о. президента «Энергоатома» Никита Константинов заявил, что госкомпания хочет привлечь у банков кредит в сумме 3,1 млрд грн. Эти деньги нужны на программу повышения безопасности украинских атомных станций.
Для страны, пережившей Чернобыль, безопасность АЭС — вопрос более чем актуальный. Еще один важный вопрос — кто заплатит за эту безопасность.
Изначально финансирование украинской части программы безопасности предполагалось за счет повышения тарифа, по которому АЭС продают электроэнергию в оптовый рынок. Однако украинское правительство на такой шаг не решилось: повышать цену на атомную энергию означает автоматически скорректировать финансовые потоки внутри энергетического котла, из которого также черпает частный капитал, или повысить цену на электроэнергию для промышленных потребителей, что тоже нехорошо с точки зрения конкурентоспособности украинских товаров. Поэтому проблему «Энергоатома» намерены решить за счет его самого.
Финансовое состояние главного производителя электроэнергии — далеко не блестящее. По итогам 9 месяцев этого года «Энергоатом» получил 4,7 млрд грн убытков.
Но помимо выполнения программы повышения безопасности АЭС, «Энергоатому» еще необходимо увеличить срок службы работающих сейчас блоков. Сейчас все силы и средства брошены на продление ресурса блока № 1 Южно-Украинской АЭС.
И эта задача, по всей видимости, будет выполнена. Однако после этого в течение буквального одного года истекает срок службы сразу трех блоков-«миллионников». Денег на продление ресурса блока № 2 Южно-Украинской АЭС у «Энергоатома» нет, говорилось на прошлой неделе на комитетских слушаниях в Раде, где обсуждались финансовые дела госкомпании.
И вполне вероятно, что этот блок будет остановлен, поскольку продление его ресурса требует множества различных длительных мер, деньги на которые нужны даже не сегодня, а вчера. Похожая судьба может ожидать и блоки № 1 и № 2 Запорожской АЭС.
Ситуацию с увеличением сроков эксплуатации блоков первый заместитель председателя Госинспекции ядерного регулирования Михаил Гашев назвал «просто вопиющей»: «Весьма вероятно, что может получиться такая ситуация, что в осенне-зимний период 2014‑2015 гг. три «миллионника» могут остановиться».
Возложив на «Энергоатом» всю ответственность за продление ресурсов блоков и финансирование программы безопасности, можно было бы дать ему возможность самому заработать деньги. Но по данным госкомпании, в этом году из‑за диспетчерских ограничений она недопроизвела 8,3 млрд кВт·ч электроэнергии.
В денежном выражении это более 1,8 млрд грн — большая часть той суммы, которую сейчас ищет «Энергоатом».