Правительство меняет принцип сбора и распределения средств для строительства и ремонта дорог. На заседании в среду Кабинет министров одобрил законопроект, предусматривающий создание Государственного дорожного фонда.
Согласно документу, источниками наполнения Госдорожфонда, помимо поступлений от акцизного сбора и пошлин на импортные нефтепродукты, автомобили и шины, станет плата за проезд крупногабаритного транспорта.
Нововведения затронут прежде всего перевозчиков, использующих автофуры весом свыше 12 тонн. Необходимость перемен
К пересмотру источников финансирования правительство вынуждено было прибегнуть в связи с нехваткой бюджетных средств для поддержки дорожного хозяйства.
В этом году только на ремонт дорог местного значения было предусмотрено 1,3 млрд грн. Причем Кабмин уже несколько раз повышал предельную сумму.
Председатель Укравтодора Евгений Прусенко ранее заявлял, что для ремонта дорог по всей стране требуется не менее 500 млрд грн.
В связи с этим Укравтодор только в текущем году осуществил выпуск облигаций на сумму 7,2 млрд грн. В августе ведомство анонсировало частное размещение трех серий облигаций под госгарантии еще на 5 млрд грн.
В случае принятия закона, обязующего перевозчиков грузов платить за проезд, будущий фонд дорожного хозяйства может пополниться десятками миллионов гривен в год.
€ 0,12 за один километр должен составить максимальный тариф за проезд, чтобы сохранить транзитное преимущество Украины
Впрочем, точную сумму в правительстве назвать не могут, так как размер и порядок взимания платы с фур Кабмин определит уже после принятия закона парламентом.
Как рассказал «Капиталу» чиновник профильного департамента Министерства инфраструктуры, разрабатывая такую систему, министерство обратилось к опыту других стран, в частности России.
Ранее министр инфраструктуры Владимир Козак рассказывал, что прежде чем брать с транспорта плату, необходимо определиться с перечнем дорог, которые станут платными, подготовить соответствующую инфраструктуру — специальные автоматические весы и лаборатории.
И самое главное — предусмотреть установку перевозчиками GPS-устройств, позволяющих контролировать маршрут.
Средства из Госдорожфонда, по словам Козака, будут получать областные администрации и Укравтодор в зависимости от того, кто за какие дороги отвечает.
«Укравтодор и местные власти будут определяться с объектами, которые в первую очередь нуждаются в обновлении, а наличие Государственного дорожного фонда позволит организовать стабильное финансирование, поскольку средства, которые поступили и от акцизного сбора, и от платы за проезд грузовиков, будут выделяться непосредственно на запланированные ими дорожные работы», — цитирует пресс-служба министра.
По словам Прусенко, преимущество Госдорожфонда, в отличие от нынешнего спецфонда в госбюджете, именно в целевом использовании средств, которые нельзя использовать на другие виды работ, а лишь на дорожные.
При этом предполагается, что при фонде будет создан набсовет, в который могут войти чиновники и представители профильных ассоциаций перевозчиков. Это позволит обеспечить контроль за использованием средств из фонда.
Наглядный пример
В правительстве считают, что перевозчики не будут противиться новым инициативам. Тем более что в большинстве стран Европы с фур давно берут плату за проезд. «Ремонт современных грузовиков из‑за езды по плохим дорогам обходится намного дороже, чем умеренная плата за пользование качественными автодорогами», — прокомментировал инициативу правительства вице-премьер Александр Вилкул.
Впрочем, по мнению директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, взимание платы за проезд создаст дополнительную финансовую нагрузку на транспортные предприятия, в связи с чем можно ожидать негативной реакции транспортников.
Но перемены, по словам эксперта, необходимы, поскольку ключевым приоритетом здесь является общее состояние дорожной инфраструктуры, а не корпоративные интересы.
«Практика взимания платы с больших фур и грузовиков абсолютно нормальна как для Германии, так и для Беларуси. Ведь именно крупногабаритные автомобили оказывают наиболее серьезное влияние на дорожное полотно», — говорит Вовк.
По словам эксперта, контроль нужен не только за фурами, но и за спецтехникой в периоды активного сбора урожая. «Обратная сторона роста аграрного бизнеса — дополнительная нагрузка на дороги, ведущие к крупным элеваторным пунктам и к портам», — отметил собеседник «Капитала».
Он убежден, что оплате проезда по дорогам должна предшествовать эффективная система контроля нагрузки на ось транспорта. «Сейчас есть сдвиги в этом направлении, по крайней мер, весы устанавливаются в пунктах таможенного пропуска. Но этот контроль нужно сделать более системным и автоматизированным, чтобы максимально уменьшить коррупционную составляющую», — считает Вовк.
Цена проезда
В соседней России подобные правила для большегрузов вступают в силу с 1 ноября 2014 г. Исключение там сделали только для автобусов, специальных грузовиков полиции, пожарной службы, скорой помощи и военных.
Плата установлена в размере 3,5 руб. (0,84 грн) за 1 км. По информации Росавтодора, проект рассчитан на 13 лет. За это время запланировано собрать около 1 трлн руб. (240 млрд грн). В России грузовики оборудовали GPS-датчиками, позволяющими отследить путь фуры. То же самое планируется сделать и в Украине.
Российские эксперты скептически восприняли новшества, поскольку еще в 1990‑х отдельные компании пытались ввести контроль за большегрузами, однако водители нашли способы обманывать приборы контроля. Опыт европейских стран оказался более обнадеживающим.
Например, в Германии за проезд грузовиков весом более 12 тонн собирают около € 4 млрд в год. Там плата зависит от расстояния и типа дороги, но в среднем составляет € 0,17 за км. С августа 2013 г. подобная схема работает и в Беларуси.
Чтобы оплатить проезд по некоторым белорусским дорогам, необходимо еще на границе купить специальный датчик и открыть счет для оплаты проезда.
Причем это распространяется не только на грузовой, но и на легковой транспорт. Для грузовиков километр проезда обходится в € 0,12. По мнению Вовка, Украине стоит учесть опыт соседних стран при формировании тарифов.
«Важно понимать, что речь может идти о конкуренции за транзитный груз. Потому проезд по украинской территории не может быть выше, чем в Беларуси. К тому же на данный момент состояние украинского автомобильного транспортного бизнеса далеко не такое, как в Германии. Потому нам рано перенимать немецкие ставки», — резюмировал собеседник.