Более половины (59 %) европейцев рассматривают покупку подарков для себя как свое право. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Индекс подарков», проведенного экспертами международного поставщика финансовых услуг MasterCard совместно с исследовательской компанией Opinion Matters. Информацией для анализа послужили результаты опроса более 12 тыс. совершеннолетних владельцев основных кредитных карт в восьми европейских странах.
Целью исследователей было изучить основные тенденции потребительских расходов в Европе. Согласно данным отчета, несмотря на экономический кризис, каждый пятый европеец по‑прежнему тратит деньги на подарки для себя, совершая в среднем одну непрактичную покупку в месяц стоимостью € 51. Самыми расточительными оказались жители Германии — они тратят на себя в среднем € 73, больше всех экономят на себе британцы (€ 32).
Лишь двое из пяти (40 %) респондентов утверждают, что чаще покупают подарки для других, чем удовлетворяют свои желания. Но на подарки для семьи и друзей европейцы расходуют в среднем на € 6 меньше, чем на себя. Только потребители Турции и России тратят на презенты для других больше денег, чем на себя (на € 9 и € 3 больше соответственно). При этом каждый десятый опрошенный (10 %) заявил, что делает близким сюрпризы, зная, что с ним разделят его подарок (коробка конфет, бутылка вина).
По мнению экспертов, шопинг является ключевым индикатором благополучия европейцев. Более трети (36 %) жителей Европы делают непрактичные покупки для поднятия настроения. Выходные (26 %) и праздничные (24 %) дни также подталкивают европейских потребителей к необдуманным покупкам. Для большинства (58 %) респондентов покупка подарка является способом подбодрить семью и друзей.
Поход в ресторан, приобретение еды на вынос, шоколада и других сладостей — первое, что делают европейцы, дабы поднять себе настроение. Однако каждый седьмой из опрошенных (14 %) испытывает чувство вины, потакая своим желаниям.
Основная причина приобретения подарков лично для себя у мужчин (28 %) и женщин (39 %) общая — желание подбодрить себя. Однако привычный выбор презентов у них разнится: большинство женщин (58 %) покупают себе одежду, сумки и обувь, а пятая часть мужчин (21 %) предпочитает тратить деньги на CD / DVD диски и видеоигры.
Наиболее расточительными среди европейских потребителей являются молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет. Каждый пятый из них (20 %) признается, что с началом финансового кризиса стал тратить на себя больше денег. Несмотря на сильное чувство вины, каждый третий молодой европеец (30 %) стал больше средств расходовать на праздники, еду на вынос, одежду и аксессуары. Значительная часть (38 %) потребителей старше 55 лет также не отказывает себе в маленьких подарках. Однако эти презенты значительно скромнее, чем у молодых жителей Европы.