Украина намерена удовлетворить свои претензии к «Газпрому» за счет зарубежных активов российской компании. Об этом 1 июня заявил министр юстиции Павел Петренко. По его словам, власти сознают, что принадлежащих «Газпрому» активов на 172 млрд грн (именно такова сумма претензий, около $6,52 млрд, а с учетом суммы исполнительного сбора — более $7,1 млрд. — Ред.) на территории Украины просто нет.
«Мы будем двигаться в другие страны, где есть активы и соответствующие денежные средства, и ставить вопрос о выполнении украинских решений, и в будущем международных решений о взыскании с „Газпрома“ задолженностей», — заявил Петренко в эфире телеканала «112. Украина».
По словам министра, украинская сторона разработала механизмы абсолютно легального взыскания средств и другого имущества, в том числе и через правовую помощь и сотрудничество с третьими странами.
Петренко также отчитался по аресту собственности «Газпрома» в самой Украине.
«Уже сейчас арестовано определенное имущество „Газпрома“, которое находится на территории Украины, об этом сообщил и сам „Газпром“. Речь идет об акциях компании, где они являются акционерами. Эти компании рабочие, действующие, имеют денежные потоки и выплачивают дивиденды», — цитирует «Интерфакс-Украина» министра юстиции.
Петренко пообещал «скоро» предоставить результат в цифрах.
Изначально «Газпром» был оштрафован по иску Антимонопольного комитета Украины, который признал российский холдинг монополистом на рынке транзита газа. Сумма штрафа должна была стать компенсацией за то, что «Газпром» на протяжении нескольких лет якобы не выполнял обязательства по объемам транзита.
Российская компания себя монополистом не считает, заявляя, что и не может им быть, так как не осуществляет коммерческой деятельности на территории Украины. «Газпром» платить отказался, в результате чего к штрафу добавилась пеня (в размере самого штрафа), и украинские судебные инстанции постановили взыскать сумму претензий в принудительном порядке.
Уже начались аресты имущества «Газпрома» на Украине. Так, 31 мая стало известно об аресте 40,2% акций предприятия «Газтранзит», которыми владеет российский холдинг («Газтранзит», впрочем, это решение уже опротестовал). Но всего у «Газпрома», по оценкам украинских экспертов, на Украине активов на сумму не более $10 млн.
Представитель «Газпрома» был недоступен для комментариев, но днем ранее заместитель начальника юридического департамента компании Сергей Кузнец в ходе телефонной конференции с инвесторами заявил, что оценивает шансы Украины взыскать имущество «Газпрома» за пределами страны как незначительные.
В 2015 году «Газпром» уже едва не попал под арест и конфискацию имущества в рамках «дела ЮКОСа», когда бывшие акционеры обанкротившейся компании предъявили к России иск на $50 млрд. Российские власти тогда платить отказались, и по ряду стран Европы (Бельгия, Франция, Австрия) прокатилась волна арестов российского имущества. В Бельгии, например, было арестовано даже имущество архиепископства Брюссельского и Бельгийского Российской православной церкви. Впрочем, РФ в кратчайшие сроки удавалось добиться снятия этих арестов.
«Газпром», который в 2015 году проводил очередной выпуск еврооблигаций, в разделе «Факторы риска» сопутствующего меморандума указал, что последние решения суда, вынесенные в отношении РФ по иску бывших владельцев ЮКОСа, могут «подвергнуть „Газпром“ риску потенциальных судебных разбирательств и принудительному исполнительному производству». Тогда, впрочем, до арестов имущества «Газпрома» дело не дошло. Не в последнюю очередь потому, что иски предъявлялись к Российскому государству, и доказать, что «Газпром» (хоть и являющийся госкомпанией) должен нести по ним ответственность, было довольно сложно.
Сейчас ситуация принципиально иная, осложненная еще и политическими факторами (речь идет о соглашении об интеграции, которое заключили Украина и Евросоюз).
«Именно политизированность решения суда в отношении российской компании будет играть против истца, поскольку любое изменение геополитического фактора может свести все старания Киева к нулю, — считает исполнительной директор российской юрфирмы HEADS Consulting Никита Куликов. — Кроме того, одно дело защищать интересы „обиженных“ государством бывших акционеров ЮКОСа, совсем другое — арестовывать активы крупнейшего поставщика газа в ЕС, так как арест может привести к срыву поставок, а это чревато возникновением в Европе энергетического кризиса».
В Европе у «Газпрома» есть финансовые счета и доли в газохранилищах. Кроме того, компания владеет дистрибьютером Wingas в Германии. Но главное — это доли в газопроводах. OPAL и NEL в Германии и 48% в польском участке газопровода «Ямал — Европа».
Именно последний и может стать наиболее вероятной целью для ареста и конфискации. Сложно представить, что по запросу Украины будет арестовано имущество «Газпрома» в Германии. А Варшава уже неоднократно выступала на стороне Киева против Москвы.
Помимо того, что Польша периодически протестует против проекта газопровода «Северный поток — 2», который угрожает в первую очередь именно Украине, поляки требовали от «Газпрома» как раз продажи его доли в OPAL и «Ямал — Европа».
Однако, если будет арестовано имущество «Газпрома» в Польше, нельзя исключать уже арестов польского и украинского имущества Россией.