Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» продолжает попытки сдержать падение транзитных грузов. Согласно изменениям к Тарифной политике на 2013-й фрахтовый год, обнародованным государственным оператором, до конца года понижающие коэффициенты к базовому тарифу будут применяться при перевозке вакуумного газойля и мазута.
Дисконтные ставки
Скидка в размере 68 % предоставлена при перевозке вакуумного газойля с российских железнодорожных станций «Татьянка», «Осенцы», «Ветласян» и «Зелецино» до станций возле Севастопольского и Одесского портов и порта «Южный». На транзит мазута, следующий по этому же маршруту, установлена скидка в размере 76 %. Возле указанных российских железнодорожных станций расположены нефтеперерабатывающие заводы компании «ЛУКОЙЛ».
«Для «ЛУКОЙЛа» этот год был хорошим в Украине: компания продала Одесский нефтеперерабатывающий завод, запустила «Карпатнафтохім», растут поставки топлива от компании на рынок Украины», — прокомментировал эту информацию директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн, предположив, что, очевидно, компании удалось «достучаться» до правительства и решить проблемные вопросы.
76 % скидки к тарифу на перевозку мазута получила компания «ЛУКОЙЛ» от «Укрзалізниці»
Также на 67 % удешевлены перевозки транзитом асбеста, следующего на перевалку в Ильичевский порт, а для транзита минеральных и химических удобрений в направлении Одесского порта от станции «Россошь», где расположен завод «Минудобрения», введена льготная ставка в размере $ 20,50 за т. При этом при перевозке всех указанных грузов нет требования перевозить гарантированные объемы.
Не первая попытка
Указанные меры — не первая попытка «Укрзалізниці» удержать падение транзита. Согласно изменениям к Тарифной политике на 2013-й фрахтовый год, «Укрзалізниця» в этом году уже более 20 раз вводила льготные тарифы на транзитные перевозки для различных маршрутов и видов грузов. Ранее первый заместитель генерального директора «Укрзалізниці» Виталий Жураковский отмечал, что транзитные перевозки являются для компании наиболее выгодными среди всех видом международных перевозок, поскольку в общих объемах их доля не превышает 8 %, но они дают пятую часть всех доходов от грузоперевозок.
Транзит нефти и нефтепродуктов по украинской железной дороге снизился еще в прошлом году, когда услуги по перевалке этих продуктов стали предоставлять российские порты. Отток нефтяных транзитных грузов с территории Украины также был вызван унификацией тарифов на транзитные перевозки в странах — участницах Таможенного союза. Генеральный директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн в разговоре с «Капиталом» отметил, что Украине больше ничего не остается, кроме как предоставлять скидки, поскольку Россия выстраивает такую систему тарифов, которая однозначно делает привлекательным транзит и перевалку именно в ее портах.
Показатели транзита
Согласно данным «Укрзалізниці», объемы перевозок транзитных грузов в октябре этого года остаются на уровне предыдущих месяцев — 2,9 млн т. Но это почти на 18 % меньше, чем в октябре 2012 г. Объемы транзита снизились по большинству позиций, кроме цветных металлов, леса, химикатов и удобрений, автомобилей, зерна и зерновых, кокса и лома черных металлов.
По данным «А-95», транзит нефти через украинские порты в январе-октябре 2013 г. снизился в 2,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. — до 1,22 млн т. В частности, транзит нефти через Одесский морской торговый порт за этот период снизился в 3 раза — до 0,98 млн т, перевалка транзитной нефти в Феодосийском порту сократилась в 2,8 раза — до 0,24 млн т. При этом транзит мазута через порты Украины в январе-октябре 2013 г. снизился на 18,3 % — до 2,1 млн т. Также в январе-октябре 2013 г. украинские порты перевалили 17,49 тыс. т бензина, тогда как за аналогичный период 2012 г. — 591 т.