Мировая премьера фильма «Великая красота» состоялась в мае — картина одного из главных современных итальянских режиссеров Паоло Соррентино участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Призов, впрочем, лента не получила, зато в Италии ее выход стал настоящим событием. «Великую красоту» активно обсуждали несколько месяцев, и в итоге фильм не попал в программу Венецианского кинофестиваля — слишком уж остро Соррентино высказывается о современном итальянском обществе. Но при этом Италия выдвинула его на «Оскар».
Соррентино не в первый раз создает портрет эпохи. Пять лет назад он снял драму «Изумительный» об итальянском премьер-министре Джулио Андреотти, в которой, рассказав биографию одного человека, показал жизнь всего общества. В «Великой красоте» Соррентино использует тот же прием. Журналист и писатель Джеп Гамбарделла празднует свой 65‑й день рождения. А когда шумная вечеринка по поводу юбилея, затянувшаяся до утра, заканчивается, он начинает переосмысливать свою жизнь. Вспоминает первую и единственную любовь, которая случилась с ним еще в юности. Всматривается в свое нынешнее окружение, состоящее из пожилых людей, которые убивают время в бессмысленных разговорах и ночных тусовках. Общается с коллегами — литературным агентом с амбициями драматурга и неудачной личной жизнью и редактором-карлицей, которая отправляет его на интервью то с художницей-акционисткой, то со 104‑летней святой, приехавшей в Рим для последнего паломничества.
Образ главного героя Соррентино явно позаимствовал у своего коллеги и итальянского классика Федерико Феллини. «Великая красота» местами напоминает «Сладкую жизнь» так сильно, что наводит на мысль о плагиате. Спасают Соррентино две вещи. Во-первых, интонация, с которой он цитирует классика. «Великая красота» гораздо смешнее, саркастичнее и одновременно меланхоличнее, чем «Сладкая жизнь». Это не повторение, а скорее продолжение истории: герой вроде тот же, но изрядно постаревший. Во‑вторых, его жизнь — всего лишь повод рассказать о жизни города. Соррентино показывает праздных богачей и богему, туристов и религиозных деятелей, стриптизерш и городских сумасшедших. И делает это с горечью, задавая себе и зрителям вопрос: как Рим, с его великой историей и культурой, дошел до ситуации, когда смысл человеческого существования составляют не поступки, а только рассуждения о них? Но одновременно с горечью здесь присутствуют и юмор, и любовь. Герои вызывают скорее симпатию, чем раздражение. А римские пейзажи, запечатленные длинными панорамными планами, выглядят потрясающе красиво. На съемки и последующее доведение визуального ряда ленты до совершенства у Соррентино было € 9,2 млн бюджета.
Некоторые критики усматривают в картине политический подтекст. На вопрос о том, кто довел Вечный город и Италию вообще до такого состояния, они склонны отвечать: Берлускони. Однако сам Соррентино от резких высказываний воздерживается. Он, как и его главный герой, все 2,5 часа экранного времени занят поиском красоты. И находит ее повсюду — в повседневной жизни, в городских пейзажах и даже в смерти.
В том же духе:
«Сладкая жизнь», 1959
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Мастроянни, Анук Эме
Журналист Марчелло прожигает жизнь на вечеринках, он знаком со всей итальянской богемой и даже с американскими звездами на «ты». Но настоящих друзей у него почти нет, а любовь он заменяет чередой случайных связей. И только когда его друг совершает самоубийство, Марчелло вдруг понимает, насколько бездарно он тратит свое время, которого у него вообще‑то не так уж и много. Феллини нарисовал портрет высшего общества 1950‑х и показал, что их кажущаяся со стороны сладкой жизнь на самом деле полна горечи.
«Реальность», 2012
Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Аньелло Арена, Лоредана Симиоли
Лучано торгует рыбой в Неаполе, и его жизнь была бы вполне налаженной, если бы не его мечта. Он грезит реалити-шоу «Большой брат» настолько, что, попав однажды на кастинг, уверяет себя, что его уже взяли. Теперь он ведет себя так, будто его постоянно снимают на камеру, что в итоге разрушает отношения Лучано с близкими. Гарроне снял сатиру на современное итальянское телевидение, а заодно и на находящееся под его влиянием общество в целом.
«Властелин любви», 2013
Режиссер: Майкл Уинтерботтом
В ролях: Стив Куган, Анна Фрил
В начале 1960‑х британская пресса называла Пауля Рэймонда «королем Сохо», потому что лучшие стрип-клубы в этом районе принадлежали именно ему. Рэймонд создал эротическую империю и всегда был окружен красивыми женщинами, однако с личной жизнью у него не сложилось. У Уинтерботтома получилось передать атмосферу богемного Лондона 1960‑х, а заодно рассказать историю человека, который умел продавать любовь, но сам не умел любить, поэтому потратил жизнь впустую.