21 ноября в прокат выходит трагикомедия «Великая красота» — эпическое полотно о современном Риме и нравах его жителей

21 ноября в прокат выходит трагикомедия «Великая красота» — эпическое полотно о современном Риме и нравах его жителей
Когда главному герою фильма «Великая красота» исполнилось 65, он стал чаще задумываться о смысле жизни

Мировая премьера фильма «Великая красота» состоялась в мае — картина одного из главных современных итальянских режиссеров Паоло Соррентино участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Призов, впрочем, лента не получила, зато в Италии ее выход стал настоящим событием. «Великую красоту» активно обсуждали несколько месяцев, и в итоге фильм не попал в программу Венецианского кинофестиваля — слишком уж остро Соррентино высказывается о современном итальянском обществе. Но при этом Италия выдвинула его на «Оскар».

Соррентино не в первый раз создает портрет эпохи. Пять лет назад он снял драму «Изумительный» об итальянском премьер-министре Джулио Андреотти, в которой, рассказав биографию одного человека, показал жизнь всего общества. В «Великой красоте» Соррентино использует тот же прием. Журналист и писатель Джеп Гамбарделла празднует свой 65‑й день рождения. А когда шумная вечеринка по поводу юбилея, затянувшаяся до утра, заканчивается, он начинает переосмысливать свою жизнь. Вспоминает первую и единственную любовь, которая случилась с ним еще в юности. Всматривается в свое нынешнее окружение, состоящее из пожилых людей, которые убивают время в бессмысленных разговорах и ночных тусовках. Общается с коллегами — литературным агентом с амбициями драматурга и неудачной личной жизнью и редактором-карлицей, которая отправляет его на интервью то с художницей-акционисткой, то со 104‑летней святой, приехавшей в Рим для последнего паломничества.

Образ главного героя Соррентино явно позаимствовал у своего коллеги и итальянского классика Федерико Феллини. «Великая красота» местами напоминает «Сладкую жизнь» так сильно, что наводит на мысль о плагиате. Спасают Соррентино две вещи. Во-первых, интонация, с которой он цитирует классика. «Великая красота» гораздо смешнее, саркастичнее и одновременно меланхоличнее, чем «Сладкая жизнь». Это не повторение, а скорее продолжение истории: герой вроде тот же, но изрядно постаревший. Во‑вторых, его жизнь — всего лишь повод рассказать о жизни города. Соррентино показывает праздных богачей и богему, туристов и религиозных деятелей, стриптизерш и городских сумасшедших. И делает это с горечью, задавая себе и зрителям вопрос: как Рим, с его великой историей и культурой, дошел до ситуации, когда смысл человеческого существования составляют не поступки, а только рассуждения о них? Но одновременно с горечью здесь присутствуют и юмор, и любовь. Герои вызывают скорее симпатию, чем раздражение. А римские пейзажи, запечатленные длинными панорамными планами, выглядят потрясающе красиво. На съемки и последующее доведение визуального ряда ленты до совершенства у Соррентино было € 9,2 млн бюджета.

Некоторые критики усматривают в картине политический подтекст. На вопрос о том, кто довел Вечный город и Италию вообще до такого состояния, они склонны отвечать: Берлускони. Однако сам Соррентино от резких высказываний воздерживается. Он, как и его главный герой, все 2,5 часа экранного времени занят поиском красоты. И находит ее повсюду — в повседневной жизни, в городских пейзажах и даже в смерти.

В том же духе:

«Сладкая жизнь», 1959
Режиссер: Федерико Феллини
В ролях: Марчелло Мастроянни, Анук Эме
Журналист Марчелло прожигает жизнь на вечеринках, он знаком со всей итальянской богемой и даже с американскими звездами на «ты». Но настоящих друзей у него почти нет, а любовь он заменяет чередой случайных связей. И только когда его друг совершает самоубийство, Марчелло вдруг понимает, насколько бездарно он тратит свое время, которого у него вообще‑то не так уж и много. Феллини нарисовал портрет высшего общества 1950‑х и показал, что их кажущаяся со стороны сладкой жизнь на самом деле полна горечи.

«Реальность», 2012
Режиссер: Маттео Гарроне
В ролях: Аньелло Арена, Лоредана Симиоли
Лучано торгует рыбой в Неаполе, и его жизнь была бы вполне налаженной, если бы не его мечта. Он грезит реалити-шоу «Большой брат» настолько, что, попав однажды на кастинг, уверяет себя, что его уже взяли. Теперь он ведет себя так, будто его постоянно снимают на камеру, что в итоге разрушает отношения Лучано с близкими. Гарроне снял сатиру на современное итальянское телевидение, а заодно и на находящееся под его влиянием общество в целом.

«Властелин любви», 2013
Режиссер: Майкл Уинтерботтом
В ролях: Стив Куган, Анна Фрил
В начале 1960‑х британская пресса называла Пауля Рэймонда «королем Сохо», потому что лучшие стрип-клубы в этом районе принадлежали именно ему. Рэймонд создал эротическую империю и всегда был окружен красивыми женщинами, однако с личной жизнью у него не сложилось. У Уинтерботтома получилось передать атмосферу богемного Лондона 1960‑х, а заодно рассказать историю человека, который умел продавать любовь, но сам не умел любить, поэтому потратил жизнь впустую.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама