В середине сентября Антимонопольный комитет отправил ритейлерам свои предварительные выводы, которые заняли около 200 страниц. Продовольственные сети подозревают в картельном сговоре. Антимонопольный комитет заинтересовался ценами товаров на полках магазинов в прошлом году. Специалисты контролирующего органа считают, что в 2010‑2011 гг. цены на продукты питания повышали необоснованно. За этот период товары подорожали на 22‑38 %, тогда как индекс потребительских цен (рассчитывается Государственной службой статистики. — «Капитал») вырос всего на 13,5 %. Тогда ведомство запросило информацию об изменении цен у 18 компаний, среди которых «Сільпо», «Фора», «Ашан», Metro Cash&Carry, Novus, «Фуршет», «АТБ-Маркет», «Караван» и др. Запросы были также отправлены в Украинскую торговую ассоциацию и консалтинговую компанию АС Nielsen. Именно Nielsen, согласно предварительным выводам АМКУ, позволял сетям координировать цены на продукты. Консалтинговая компания делала срез цен у конкурентов за необходимый заказчикам период времени.
Спустя два месяца — в начале ноября — сети письменно ответили на все вопросы проверяющих органов.
Свое окончательное заключение комитет должен обнародовать на днях. Его представители уже не раз заявляли, что штрафы могут быть рекордными и достичь максимальной отметки — 10 % от годового оборота компаний. Сети не остались в стороне и уже заявили, что применение таких жестких штрафных санкций приведет к банкротству.
О своем отношении к масштабным проверкам, особенностях работы и планах развития в Украине «Капиталу» рассказали директор продовольственной сети «Ашан» в Украине Жерар Галле, директор девелоперской компании Auchan Group — Immochan в Украине Филипп Бертере и председатель правления Immochan Бенуа Лëро.
— Антимонопольный комитет собирается озвучить свои выводы и наложить штрафы на ритейлеров, которых подозревают в картельном сговоре. Каковы ваши ожидания?
Ж. Г.: Мы никогда не делились нашим прайсом с конкурентами. Поэтому наш ответ на запрос Антимонопольного комитета прост: это неправда, и мы можем это доказать. Мы никогда не подписывали договор ни с одной организацией, которая занимается сбором данных по стоимости товаров.
— Вы никогда не сотрудничали с компанией AC Nielsen, которую Антимонопольный комитет обвиняет в сборе данных по ценам?
Ж. Г.: Нет.
— Что действительно происходило с ценами в 2010‑2011 гг.?
Ж. Г.: В сети «Ашан» цены не растут. Мы мониторим закупочные цены, и они действительно снижаются. Средняя закупочная цена на единицу товара в нынешнем году снизилась по сравнению с прошлым на 1 % с небольшим. Но это касается и других годов. Цены на товары если в принципе растут, то медленнее, чем показатель инфляции. Проводя мониторинг цен на товары, нужно также учитывать сезонные колебания их стоимости. Например, в начале сезона цены на арбузы гораздо выше, чем в его разгар. Поэтому может возникнуть ощущение, что продукты питания подорожали.
— Европейские контролирующие органы так же жестко контролируют цены на продукты питания, как в Украине?
Ж. Г.: Украинские власти, мне кажется, пытаются удержать инфляцию, поэтому предпринимают жесткие меры. В Европе этот вопрос активно изучался около 10 лет назад. Когда инфляция высокая, правительство стремится к тому, чтобы ритейлеры не повышали цены и таким образом не способствовали росту инфляции. Сейчас ситуация другая. В Западной Европе инфляция очень низкая, и правительство подталкивает дистрибьюторов закупать товары у производителей по более высоким ценам. Это позволяет обеспечить прибыль производителя и его развитие, в чем заинтересовано правительство. Но я при этом могу точно сказать, что в Украине цена за единицу товара значительно ниже, чем во Франции.
— Как вы будете реагировать, если к сети гипермаркетов «Ашан» будут применены штрафы?
Ж. Г.: Мы не готовимся к этому, поскольку считаем, что оснований для этого нет. Если штрафы будут наложены, будем обращаться в суд.
Концентрация на украинских поставщиках
— Какой процент от оборота сети занимает продукция private label?
Ж. Г.: Около 3 %. Если у нас будет возможность расширить ассортимент за счет качественных товаров, мы это сделаем.
— Какое количество продукции компания импортирует?
Ж. Г.: Если учесть собственный товар компании и импорт, то получается около 5 % от оборота. Но в основном мы делаем ставку на украинских производителей, а они нас не подводят.
— А как вы реагируете на сложившуюся ситуацию с водкой Nemiroff, когда собственники предлагают товар украинского и российского производства? При этом два акционера обвиняют третьего в нарушении интеллектуальной собственности.
Ж. Г.: Пока мы консультируемся с юристами и еще не приняли окончательного решения по этому вопросу.
Темпы развития сети «Ашан» набирают обороты
— В 2013 г. темпы развития сети «Ашан» в Украине возросли. Были объявлены планы по открытию в следующем году гипермаркетов в торговых центрах «Республика» (Киев) и «Южная галерея» (Симферополь).
Ж. Г.: Вы абсолютно правы. Мы проанализировали то, что сделали за три года, и приняли решение нарастить темпы развития. В 2014 г. запланировано открыть четыре объекта. Помимо двух, которые вы уже упомянули, гипермаркет «Ашан» откроется в столичном ТЦ «Проспект» и еще один — в торговом центре в Одессе, который реализует девелоперское подразделение группы компаний Auchan — Immochan (в конце прошлого года компания заявила, что открытие одного собственного гипермаркета обходится в сумму около € 20 млн. — «Капитал»).
— Сколько гипермаркетов вы планируете открыть в ближайшие 3‑5 лет?
Ж. Г.: У нас есть долгосрочные планы развития, но сложно прогнозировать, что получится реализовать, а что — нет. Поэтому мы можем говорить о конкретных планах только на ограниченное время вперед.
— Правда ли, что «Ашан» ведет переговоры о покупке украинских магазинов сети Metro?
Ж. Г.: Это неправда. Наша стратегия — развиваться шаг за шагом. Как вы знаете, мы приобрели сеть Real. В настоящий момент мы интегрируем их магазины в Одессе и Киеве.
Готовы покупать торговые площади
— Какие планы по развитию у Immochan?
Б. Л.: Я хотел бы сначала сказать несколько слов об Auchan Group. Сейчас она насчитывает четыре основных направления: сеть гипермаркетов, сеть супермаркетов, Immochan и банк, который обслуживает клиентов. Immochan работает в кооперации с «Ашаном». В торговых центрах Immochan всегда открывается «Ашан», но при этом «Ашан» может также открываться на других объектах или строить отдельно стоящие объекты. Как правило, в новый для нас город сначала выходит «Ашан», и если работа гипермаркета успешна, то Immochan начинает искать в этом городе площадки для строительства торгового центра.
Ф. Б.: Например, только в Донецке наш торговый центр «Ашан Донской» за год посетили около 8 млн человек. Это хороший результат.
— Ведете ли вы переговоры с другими девелоперами о том, чтобы инвестировать средства в их проекты?
Б. Л.: В первой половине 2013 г. «Ашан» подписал договор о покупке части проекта в столичном торговом центре «Проспект» девелоперской компании Arricano. Сейчас, в условиях кризиса, девелоперы охотно продают ритейлерам торговые площади или доли в своих проектах, поскольку в этом случае их затраты на строительство торгового центра уменьшаются. Мы готовы рассматривать такие предложения.
— Вы не передумали участвовать в проекте многофункционального комплекса «Вырлица», который реализует девелоперская компания «ХХI Век»? (В прошлом году Auchan Group и девелопер договорились о совместном инвестировании в строительство гипермаркета, который планируется соорудить в рамках реализации «Вырлицы». Французская сторона обязалась вложить около $ 30 млн. Согласно сообщению на Лондонской фондовой бирже, компании продлили срок обмена финальными банковскими гарантиями до 31 декабря 2013 г. — «Капитал».)
Ж. Г.: Проект нам по‑прежнему нравится. На данный момент мы ждем решения акционеров ДК «ХХІ Век» о начале строительства. (В конце сентября 2013 г. в СМИ появилась информация о том, что один из акционеров компании «ХХI Век» выставил 30,5 % своих акций на продажу. Еще 30,5 % акций принадлежит генеральному директору, члену совета директоров «XXI Века» Олегу Салмину. Остальное находится в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже. — «Капитал».)