Британец Джон Юз построил первую в Украине доменную печь и первым в украинской металлургии использовал кокс. Стартовый капитал в британской валюте — эквивалент 3 млн царских рублей — он нашел всего за месяц. Предприниматель доказал, что бизнес может быть успешным в любой стране и в любом регионе, если его вести грамотно.
Начало
Джон Юз родился в 1814 году в городе Мертир-Тидвил, одном из самых больших и богатых промышленных городов Южного Уэльса. Его отец был инженером, стоявшим во главе чугунолитейного завода Сайфарта. Мальчик получил домашнее образование.
Свой первый бизнес он начал на родине, основав собственное механическое производство в Ньюпорте. Конкурентное преимущество предприятию обеспечило изобретение самого Юза — он первым в Англии устроил подъемную машину прямого действия. Там же, в Ньюпорте, предприниматель женился на Элизабет Левис. У супругов родилось восьмеро детей, из которых выжили пятеро.
Увы, жесткая конкуренция разорила Юза. Так что очень вовремя подоспело предложение переехать в Лондон и стать главным инженером Мильвольского железопрокатного завода. Успехи Джона на этой должности оказались столь значительны, что уже через несколько лет, в 1860 году, он был назначен директором завода.
При этом Юз не оставил свою изобретательскую деятельность. И вскоре мировой рынок завоевали юзовские лафеты для дальнобойных тяжелых артиллерийских орудий. А сам изобретатель занялся разработкой рецептов бронированной стали для защиты судов и береговых батарей.
Броня крепка
В 1860‑е годы правительство Российской империи, недавно пережившей тяжелое поражение в Крымской войне, искало в Западной Европе подрядчиков для бронирования своих кораблей. В связи с этим Адмиралтейство попросило ряд предприятий Франции и Великобритании представить бронированные листы для тестового обстрела. Самой крепкой оказалась броня, выпущенная Мильвольским заводом. С этим предприятием и был заключен контракт от имени правительства Российской империи.
Юз отправился в город Кронштадт, главную базу Балтийского флота, где его броней укрепляли форт «Константин». Там британский металлург случайно узнал о планах российского правительства построить на юге страны завод по производству рельсов. И очень заинтересовался этим проектом. Однако прежде чем предпринимать какие‑либо шаги, решил увидеть все собственными глазами. Так Джон Юз оказался на берегу реки Кальмиус (ныне территория Донецкой области).
Увиденное впечатлило британца. Для эф-фективной работы завода здесь имелось все необходимое: в верховьях Кальмиуса — уголь, невдалеке, в районе Каракуба (современный город Комсомольск Старобешевского района) — железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) — известняк и совсем рядом — речная вода. Проблема заключалась лишь в одном: правительство уже предоставило концессию на постройку рельсового завода другому инженеру — князю Сергею Кочубею.
Юз выкупил у него право на концессию за 24 тыс. фунтов стерлингов. А затем заключил с Комитетом министров России договор об учреждении двух акционерных обществ — «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства» (с уставным капиталом 300 тыс. фунтов — эквивалент 3 млн рублей) и «Общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии».
Уставный капитал должен был обеспечить Юз. Он отправился в Лондон, где всего за месяц (!) собрал нужную сумму. Британские акционеры «Новороссийского общества…» на своем собрании назначили Джона директором-распорядителем будущего завода, после чего 55‑летний предприниматель отбыл в Украину.
Первый кокс
Летом 1869 года Юз поселился на берегу Кальмиуса. Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, строители возводили землянки и деревянные бараки — для рабочих, а также коттеджи — для английских инженеров и мастеров. Так возник поселок, названный по имени директора-распорядителя Юзовкой.
Следующим летом из Южного Уэльса в Украину было отправлено необходимое оборудование и инструменты. Восемь груженых кораблей, пройдя Средиземное, Черное и Азовское моря, прибыли в порт Таганрога, откуда груз волами тащили по степи в район Юзовки. Тогда же в Украину прибыли около сотни британских металлургов и горняков.
Семья предпринимателя — жена Элизабет, дочь и четверо сыновей — поселилась в Юзовке в большом каменном особняке. Джону Юзу и его команде удалось построить первую на юге империи доменную печь. Она была запущена 24 января 1872‑го.
В том же году началось движение по железнодорожной линии Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, доведенной в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью, что способствовало увеличению добычи угля. В сентябре 1873‑го юзовский завод стал работать по законченному циклу и вскоре вышел на первое место в империи по выпуску металла. Но главная новация британца заключалась в том, что впервые в металлургии Украины и всей Российской империи он использовал минеральное топливо — кокс.
Госзаказы
Юз всячески стремился сделать свое предприятие конкурентоспособным. Поэтому не только совершенствовал технологию производства, но и развивал социальную сферу. Еще в 1870 году, когда Юзовка только строилась, «Новороссийское общество…» за свои средства открыло здесь больницу, две школы — русскую и английскую, благоустроенные бани, чайные, организовало пожарную команду, полицию.
Продовольствие в магазины Юзовки поставлялось из заводских подсобных хозяйств и ферм, а качество товаров контролировал врач. Даже пиво и то производилось на собственном пивоваренном заводе. Для рабочих была открыта бесплатная больница на 100 коек, располагавшаяся в четырех корпусах. Кроме того, каждый работник предприятия мог получить начальное образование — плата за обучение составляла 5 рублей в год, а дети вдов и сироты от нее освобождались.
В Юзовке был разбит общественный парк с искусственным прудом, в котором жители поселка могли удить рыбу, кататься на лодках или купаться в специально организованных купальнях. Летом в парке играл заводской любительский оркестр, в поселке имелся книжный склад, библиотека.
Деньги на «социалку» Юз изыскивал из разных источников. Основной — госзаказы, за счет которых и процветало предприятие. Но были и другие пути. Например, директор завода выпускал облигационные займы под залог недвижимости и размещал их на денежном рынке в Англии. А если требовалось, то брал ссуды у государства.
Но главное, конечно, материальная заинтересованность рабочих. В этом англичанин тоже знал толк. Достаточно сравнить: 60 рублей крестьянин Курской губернии зарабатывал за год, а у Юза — всего за 5 месяцев (причем «чистыми», без учета расходов на еду). Если рабочим-текстильщикам на севере России платили 25 рублей в год, то на заводе «Новороссийского общества…» — 150.
Летом 1889 года Джон Юз отправился в Петербург для заключения новых контрактов с правительством. Но простудился и скончался в гостинице «Англетер» 17 июня.
Предприниматель оставил наследникам личное состояние в 90 тыс. фунтов стерлингов и 4 шиллинга, один из крупнейших в Российской империи металлургический завод и динамично растущий промышленный поселок, который носил его имя до 1924 года. В 2001 году в Донецке (бывшей Юзовке) открыли памятник основателю города — бизнесмену Джону Юзу.