Кабмин утвердил реформу механизма начисления госпошлин. С нового года их ставки будут привязаны не к не облагаемому налогом минимуму доходов граждан (НМДГ), который сегодня составляет 17 грн, а к минимальной зарплате. Вчера на заседании правительства было принято два законопроекта о внесении соответствующих изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. Из пояснительной записки к документам следует, что проекты изменений призваны обеспечить полноту поступлений от госпошлины в госбюджет, а также упростить порядок ее администрирования. В частности, изменение привязки для расчета госпошлин от НМДГ к минимальной зарплате позволит ежегодно увеличивать поступления в бюджет.
Пошлины будут повышаться несколько раз в год
Желание правительства провести реформу госпошлин понятно. Не облагаемый налогом минимум доходов граждан правительство установило еще в 1995 г. и с тех не корректировало его.
А вот минимальная зарплата пересматривается в сторону повышения несколько раз в год. Согласно проекту госбюджета на следующий год, с 1 января минимальная зарплата составит 1218 грн, с 1 июля — 1250 грн, а с 1 октября — 1301 грн.
Сразу после вступления в силу новых правил размеры пошлин незначительно возрастут. К примеру, за выдачу свидетельства о праве на наследство надо будет уплатить пошлину в 36,5 грн вместо нынешних 34 грн, то есть рост достигнет чуть более 7 %. Но уже в III квартале ее размер увеличится на 14,7 % — до 39 грн. При заверении договора отчуждения транспортного средства пошлина в январе повысится почти на 7,5 % — с 85 грн до 91,3 грн, а к концу года за это уже потребуют 97,5 грн. Таким образом, эффект от пересмотра базы расчета наступит только в июле-сентябре 2014 г.
285 млн гривен запланировано поступлений в госбюджет-2014 от проведения реформы государственных пошлин
По мнению первого замдиректора Центра стратегических исследований Ярослава Жалило, переход к вычислению ставок в процентах от минимальной заработной платы целесообразен, поскольку это постоянно корректируемая величина. «В 2013 г. почти нулевая инфляция, при этом ожидается повышение минимальной зарплаты. В этом контексте ставки пошлин будут повышаться, независимо от инфляции», — говорит эксперт.
Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь отметил, что поступления в бюджет от госпошлины незначительные и ее изменение критически не изменит ситуацию с доходами бюджета. Основные доходы останутся налоговыми: от налога на добавленную стоимость, налога на доходы физлиц, акциза и налога на прибыль предприятий. Если в текущем году поступления в госбюджет от госпошлины запланированы в объеме 248 млн грн, то в следующем — их объем может составить минимум 285 млн грн.
Задержка платежей будет стоить дорого
Нынешний порядок взимания госпошлины регулируется декретом Кабмина от 1993 г. Согласно документу, одна часть госпошлины зачисляется в госбюджет, а другая — в местные бюджеты. После вступления законопроектов в силу декрет прекратит действовать. Его заменит новый раздел в Налоговом кодексе, посвященный госпошлине. Еще одним новшеством является введение штрафных санкций. За несвоевременную уплату госпошлины недобросовестным плательщикам будет начисляться пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки Нацбанка. С августа 2013 г. последняя составляет 6,5 %, то есть сейчас размер пени достигал бы 7,8 %.
Правительственный законопроект — не первая попытка обновить порядок взимания госпошлины. В конце прошлого года группа депутатов во главе с председателем парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Виталием Хомутынником (Партия регионов) зарегистрировали в Верховной Раде законопроект № 0966 «О государственной пошлине», но он пока не рассматривался в парламенте.