Економіка

точка зрения

Олег Кирилюк: Что именно народы получают от добычи полезных ископаемых

28998
Олег Кирилюк: Что именно народы получают от добычи полезных ископаемых

Разработка недр сегодня становится драйвером роста экономик многих стран

Подключив инвесторов и мировых лидеров производства к разработке украинских полезных ископаемых, мы должны заранее понимать, что именно Украина хочет получить от этого процесса. По этой причине сейчас так важно посмотреть, как заключают договора и что именно получают другие государства мира от сотрудничества с мощными добывающими компаниями.

Прежде всего, наверное, следует сказать о деньгах. Поэтому что существует мнение, что за свои недра Украина должна получать как-то слишком много. И эти надежды нередко находят свое отражение в бюджетах разных уровней. Но ответ на поставленный вопрос не является очень сложным.

В мире давно известно, что в добывающие проекты инвестируют только тогда, когда есть понимание, что они окупятся примерно через 3 - 10 лет и будут приносить доходность не менее, чем приемлемая доходность на мировых рынках капитала для стран, находящихся в процессе трансформации. Поэтому всегда все добывающие страны ориентируются в своих финансовых пожеланиях на мировую конъюнктуру рынков сырья и капитала. В то же время те страны, которые просто повышают сборы, если в бюджете образовался дефицит, - в основном занимаются переговорами, а не добычей.

Но, кроме денег, страны получают от сотрудничества с добывающими компаниями и не менее ценные вещи, о которых тоже следует думать. Примером этого могут служить факты сотрудничества двух крупных добывающих компаний в различных уголках нашей планеты. Речь идет о Rio Tinto и Vale.

Логистика для добычи недр и экономики

Например, очень интересный проект был начат недавно в Африке, в Мозамбике. План предусматривает, что от угольного месторождения к морю, где будет построен терминал, проложат 912 километров мощной железной дороги. Ее будут обслуживать 85 локомотивов и 1962 вагонов. Этот транспортный коридор увеличит экспортный поток угля до 18 млн. тонн.

То есть скоро в Мозамбике будет создана добывающая и транспортная инфраструктура, которая вполне солидно будет выглядеть даже на фоне всей нашей "Укрзализныци" (21,6 тыс. км основных путей) и Донбасса в целом (до 40 млн. тонн угля).

Кроме того, совместный проект компаний Vale и Ports and Railroads of Mozambique (CFM) создаст 4 тыс. новых рабочих мест. Но даже не это самое важное.

А важно то, что Мозамбик и соседние государства получат большую и мощную железную дорогу и глубоководный морской порт. А, как показывает опыт других стран, поток грузов по новой железной дороге скоро может стать заметным даже на фоне объемов транспортировки угля. И понятно также, что в районах, прилегающих к железной дороге, ускорится экономический рост и развитие.

Фото: Expo Viva

Конечно, Украина - не Мозамбик. У нас есть мощная и развитая транспортная инфраструктура. Но все мы знаем, что во время пиков экспорта урожая и роста промышленного производства наши железная дорога, автодороги и порты часто выходят на предел своих возможностей. И производители теряют прибыли - не имея возможности продать дополнительные объемы.

Поэтому и мы имеем все возможности при заключении масштабных соглашений на разработку недр рассматривать варианты постройки инвесторами сопутствующих инфраструктурных объектов. Ведь этим путем идут другие страны и вполне успешно.

Показательным в плане развития сопутствующих проектов вместе с добычей недр является и предприятие компании Vale в Бразилии. Оно, кроме того, что дает понять нам, как параллельно развивается важная логистика, еще и показывает размер инвестиций, которые удается привлекать в свои страны нашим конкурентам в области добычи полезных ископаемых.

Фото: Vale

Так, в завод и шахту S11D в Бразилии и железнодорожную ветку протяженностью 101 километр было инвестировано 14,3 млрд. долл. И указанный производственный комплекс уже заработал в 2017 году. При этом шахта и завод стоили 6,4 млрд. долл., а железная дорога – 7,9 млрд. долл. Само предприятие рассчитано на работу трех производственных линий, каждая из которых сможет перерабатывать 30 млн. тонн железорудного сырья в год. Что, конечно, не порадует украинских экспортеров этой самой продукции.

В то же время сегодня в Украине мы имеем большие месторождения, которые используются или еще нет, где возможен запуск подобных крупных производств. И поэтому мы уже сейчас должны анализировать нормативную базу нашего государства, задаваясь вопросом: а почему не у нас запустили этот комплекс, почему не нам достались эти инвестиции?! И, конечно же, делать выводы из проведенного анализа.

Развитие местного производства и регионов

Год назад компания Rio Tinto, правительство Монголии и Turquoise Hill Resources утвердили следующий этап разработки месторождения Oyu Tolgoi. Размер инвестиций огромный, как для Монголии - страны, имеющей очень скромный экономический и промышленный потенциал – 5,3 млрд. долл.

При этом там процесс добычи полезных ископаемых идет комплексно - помимо выплавки меди, происходит еще и отделение от породы золота. Что, конечно, увеличивает доходность проекта. Новая очередь производства, позволяющая получать руду с высоким содержанием полезных веществ, приступит к работе в 2020 году.

Фото: Rio Tinto

При этом промышленный гигант, который, безусловно, изменит бизнес-климат и экономику всей Монголии, уже в 2027 году произведет 500 000 тонн меди. Таким образом, правительство Монголии не просто договорилось с инвестором вместе заработать немного денег - оно договорилось о много большем - о практически гарантированном экономическом росте в течение десятилетия. И о гарантированном интересе инвесторов к стране, ее месторождениям и бизнесам со стороны серьезных мировых инвесторов. Что однозначно принесет экономике не меньше инвестиций, чем комплекс по добыче меди и золота.

Показательным примером развития целого региона за счет одного проекта является и полуостров Кейп-Йорк в Австралии. Там та же компания Rio Tinto добывает бокситы, которые служат сырьем для производства алюминия. Так вот в марте этого года компания подписала контракты с местными производителями на поставку многих необходимых вещей. Таким образом поддерживая производство и людей в местах, где работает промышленный гигант.

При этом общей сумме контрактов мог бы позавидовать не только регион, но и большинство государств - 900 млн. долл.

И сегодня вряд ли кто-то сможет сказать, что описанные выше механизмы не могут или не должны использоваться в Украине. Они не будут отпугивать инвесторов - потому что в мире есть примеры работы подобных механизмов. Нужно только заранее понять, что и где дополнительно к добыче недр мы хотим строить и развивать.

Автор: Олег Кирилюк, и. о. Главы Госгеонедр
Источник: Gazeta.ua

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама