В Украине в очередной раз возник вопрос об отмене неприкосновенности народных депутатов. При этом «отмена» не только на словах, но и перешла в дело. Кроме того, что на днях известных нам персонажей лишили неприкосновенности и им угрожает суд, так и возникли акции со стороны гражданского общества возле Парламента с требованиям провести досрочные парламентские выборы по новому избирательному законодательству.
Предлагаю читателям ознакомится с иностранной практикой неприкасаемости. В современных европейских правовых системах введена двойная защита парламентария. Основные Законы зарубежных стран оперируют понятиями англ. non-liability; англ. non-accountability (что означает не ответственность члена парламента перед судом по его голосования или выступления в процессе выполнения обязанностей) и англ. inviolability (неприкосновенность парламентария как его свобода от задержаний, арестов или преследования в судебном порядке без согласия парламента). И сейчас в Конституциях зарубежных стран нормы по не привлечение и не ответственности членов парламента основном разнесены по разным статьям.
По данным научного исследования Института законодательства Верховной Рады Украины, в результате изучения 64 Конституций государств мира, и установлено, что в большинстве из них парламентарий также не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной ответственности, за исключением случаев, когда он задержан на месте преступления (Австрия, Бельгия, Греция, Франция), для обеспечения безопасности других людей (Россия), при нарушении общественного порядка (США). По норме Конституции Португалии, Швеции, Финляндии, депутатский иммунитет ограничивается в зависимости от тяжести преступления, в котором обвиняется парламентарий.
Ограничение депутатской неприкосновенности прослеживается на примерах европейских и евроатлантические стран: там неприкосновенность действует как дополнительная гарантия статуса членов парламента (исключительно в пределах парламентской деятельности) и прекращается в связи с совершением депутатом преступления (если он задержан на месте преступления). В большинстве государств англосаксонской системы права неприкосновенность распространяется на время парламентской сессии, а в Великобритании - за 40 дней до открытия сессии, на время ее проведения и в течение 40 дней после ее окончания. В Конвенции о межпарламентской ассамблее государств-участников Содружества независимых государств от 26 мая 1995 указано: «Привилегии и иммунитеты предоставляются членам парламентских делегаций государств-участников в командировках и по делам Межпарламентской ассамблеи не для их личной выгоды, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнения ими своих функций».
Возвращаясь к украинским реалиям парламентаризма видим противоположные вещи, когда в теории закон один для всех, а на практике депутатская неприкосновенность - это полный хаос мыслей и действий. Это только в нашей стране бизнесмены и разного рода мошенники могут по несколько созывов сидеть в Верховной Раде и при этом никогда не нести ответственности за совершенные правонарушения. Вместе с тем, принцип депутатской неприкосновенности используется некоторыми должностными лицами, как манипулятивный инструмент в противовес конкретным политическим деятелям или партиям для принятия или блокирования «нужных» решений. Безусловно, это беззаконие и прямое давление на другую ветвь власти. Но в Украине как такового четкого разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти не существует. В любой момент Генеральный прокурор может возбудить «уголовное дело» против народного избранника и часто это может быть произвольно. Просто такое указание поступило с Администрации Президента.
Почему – то очень быстро забываются уроки прошлого. Если хорошенько вспомнить, то 16 апреля 2000 года был проведен Всеукраинский референдум, на котором 89 % граждан высказались за ограничения депутатской неприкосновенности. И сейчас опять возник вопрос: Стоит ли ожидать, что осенью депутаты станут прикосновенными? Скорее, да. Политический кризис ежедневно обостряется и чтобы сохранить свои должности «верхи» в дальнейшем будут неугодных отдавать на откуп, снимая неприкосновенность и открывая против них уголовные дела. Все же следует ожидать, что будут внесены правки в статус неприкасаемых по ограничению в правах парламентариев, лишь бы на время успокоить украинский народ, да и те, чтобы не требовали досрочных парламентских выборов, да еще и по новому законодательству. Мне кажется, что следующее очередные или досрочные парламентские выборы, пройдут по старому избирательному законодательству, с традиционным подкупом и с применением прижившихся технологий черного пиара. Сколько раз общественники требуют изменить состав ЦИК, принять новое избирательное законодательство, быть прозрачными со своими бюджетами на избирательные кампании, но старые – новые интриганы на все пойдут ли ж бы пожизненно быть в политике. Конечно, налогоплательщикам хочется, чтобы государственные деятели были порядочными и прозрачными, но если делать, все, что просит народ, то политики должны рождаться святыми.