Пока Украина напрасно ждет прихода новых крупных авиакомпаний-лоукостеров, сдвиги происходят на рынке автобусных перевозок. Немецкий автобусный гигант Flixbus во вторник, 25 июля, заявил о начале регулярных рейсов в четыре украинских города. Первый автобус отправляется из Праги в Украину в четверг, 27 июля.
Компания Flixbus работает на рынке перевозок с 2013 года и за это время успела поглотить несколько других крупных перевозчиков, среди них в частности Megabus, Postbus и австрийская HELLÖ. По данным Welt, Flixbus контролирует 87 процентов рынка автобусных перевозок в Германии. Компания осуществляет 200 тысяч ежедневных рейсов в 1200 городов в 24 странах. Теперь среди ее направлений будут также Львов, Ровно, Житомир и Киев.
Ориентация на региональные перевозки
Flixbus планировала выйти на украинский рынок еще до того, как безвизовый режим Украина-ЕС вступил в силу, однако «безвиз» тоже сыграл свою роль, рассказывает Николай Войтюк, вице-президент Flixbus по Восточной Европе.
«Мы в любом случае планировали привлечь Украину к нашей европейской сети. Решение начать ездить в Украину не касалось безвизового режима для украинских граждан. Однако в нынешней ситуации мы стремились сделать это как можно быстрее», — рассказал Войтюк.
Перевозки в и из Украины будет осуществлять партнер Flixbus — чешская компания Umbrella. Это типичный прием для работы Flixbus, ведь компания сотрудничает с более 250 региональными партнерами-перевозчиками, которые имеют общую систему продажи билетов и общий бренд.
Войтюк также объяснил, почему среди предложенных на данный момент направлений нет прямого сообщения украинских городов с Германией. Flixbus ставил целью прежде всего подключить ключевые украинские города к общеевропейской сети. В то же время Войтюк отметил, что Flixbus не станет ограничиваться имеющейся сеткой рейсов:
«Мы посмотрим, какие города будут подходящими для подключения в нашу сеть. В следующем году мы планируем расширение и подключим больше, чем четыре города».
Конкуренция уже высокая
Flixbus — не первая компания из ЕС, заинтересовавшаяся украинским рынком. С октября 2016 польский перевозчик Polskibus в партнерстве с другой польской компанией Ideal Travel осуществляет рейсы в семь городов: Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, Тернополь, Винницу, Хмельницкий и Херсон. Билет из Кракова во Львов стоит примерно 20 евро. Во Вроцлав — 25 евро. А вот в Прагу Polskibus из Украины не ездит.
У большинства украинских перевозчиков билеты из Львова во Вроцлав стоят немного дешевле — 500-600 гривен (около 20 евро). Из Львова в Краков — до 15 евро. Из Киева в Краков — около 600-700 гривен (20-25 евро). Из Киева в Прагу можно доехать на автобусах украинских компаний за 1200-1600 гривен (40-55 евро).
Цены на уровне конкурентов
Цены Flixbus являются сопоставимыми с ценами конкурентов. Для сравнения, билет в Прагу на сайте немецкой компании стоит около 730 гривен (25 евро). Во Вроцлав — 560 (менее 20 евро), в Краков — 580 гривен (20 евро).
Бывший заместитель Министра инфраструктуры Украины Александр Кава имеет оптимистичные, но сдержанные ожидания от прихода нового перевозчика.
"Сейчас и так конкуренция на рынке довольно большая, но выход компании, работающей под брендом Flixbus — однозначно плюс, поскольку чем больше перевозчиков у нас будет работать, тем больше будет конкуренция, тем ниже будут цены, — объясняет эксперт.
После либерализации визового режима между Украиной и ЕС спрос на перевозки еще увеличится, прогнозирует эксперт.