Оборот денежных средств через сеть терминалов самообслуживания (ТСО) растет из года в год. Если в 2011 г. объ ем моментальных платежей, про изведенных таким образом, составил 45 млрд грн, то за девять месяцев 2013 г. — более 83 млрд грн, сообщил председатель наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат.
Число терминалов также увеличивается, но сколько их на самом деле — неизвестно. По данным Нацбанка, на 1 июля их было 47,5 тыс. Банкиры считают эту цифру завышенной, ведь по сведенным оценкам — их около 25 тыс.
Разницу между реальными и официальными дан ны ми можно объяснить тем, что многие операторы одновременно ра ботают сразу с нескольки ми фин стру к турами, и регулятор учитывает одни и те же терминалы несколько раз.
Металл или функционал
Основные операторы ТСО — небанковские учреждения. Определить их точное количество сложно, поскольку работает много мелких провайдеров — как самостоятельно, так и под брендами крупных сетей.
Согласно сведенным оценкам участников рынка моментальных платежей, сегодня лидером по количеству ТСО является ПриватБанк с 28 %, хотя его пресс-служба называет иную цифру — 34 %, это свыше 9,8 тыс. устройств.
Вторую позицию в рейтинге занимает компания iBox с 5,8 тыс. терминалов и примерно 18 %. Третье место принадлежит компании 24nonStop — 14 % рынка.
Также активно развивает сеть терминалов самообслуживания банк «Национальный кредит», представленный 3,5 тыс. аппаратов. В октябре этого года появилась информация, что собственник Дельта Банка Николай Лагун ведет переговоры о покупке второй по размеру терминальной сети iBox.
47 500 терминалов принимают платежей более чем на 9 млрд грн в месяц
«Мы покупаем задолженность компании. И залогом под эти долги выступает сама компания», — уточнил источник в Дельта Банке.Остальные кредитно-финансовые учреждения пошли по другому пути: они не развивают свою сеть терминалов, а используют чужую. Связано это в первую очередь с издержками на развитие и содержание парка терминалов.
По оценкам Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ), один терминал может стоить от 5 тыс. до 40 тыс. грн. Основная часть расходов на такое устройство — стоимость программного обеспечения, которое стоит дорого из‑за большого объема работы.
Чтобы написать программу с нуля, IT-специалистам понадобится полтора-два года, говорит начальник департамента развития компании GlobalMoney Владимир Минаков.Владимир Минаков. «Но на разработке все не заканчивается. Действующий процессинг нужно в оперативном режиме поддерживать, мониторить и исправлять ошибки», — добавил эксперт.
Помимо написания алгоритмов и разовых затрат на установку устройств, придется выделять средства и на услуги платежной системы, техническое обслуживание, поддержку канала связи, бумагу, ремонт. От форс-мажорных обстоятельств, например, вандализма или грабежа, свою сеть страхуют в основном банки. Для мелких компаний — это большие затраты.
Инкассация и «закупка наличных» — тоже весомая часть расходов: 10‑15 % всех издержек. Терминал, в зависимости от вида кассеты, предполагает вместимость 500‑1500 купюр.
В соответствии с его месторасположением, номинал заложенных купюр также отличается. В некоторых случаях устройства приходится инкассировать дважды в день, подтвердил Онистрат. Инкассация одной точки обходится в 50‑90 грн.
Сложнее всего собственникам сети терминалов мириться со стоимостью аренды под устройство. Для того чтобы терминал приносил доход, он должен быть расположен в местах большого потока людей: чем более посещаема территория, тем выше цены. Плата за «стоянку» устройства, по оценкам Минакова, может составлять от 500 грн до 6,5 тыс. грн.
Самые популярные точки для установки терминалов — продуктовые магазины и супермаркеты, станции метро, вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные центры.
«Мы стали заложниками владельцев мест, в которых устанавливаются терминалы, — цена аренды постоянно растет. В некоторых случаях стоимость аренды забирает 90 % дохода. Торгово-развлекательный центр «Караван» за 600 кв. см, которые занимает терминал, взимает около 5 тыс. грн, АТБ — 4 тыс. грн, «Фуршет» и «Велика Кишеня» претендуют более чем на 3 тыс. грн», — сетует Онистрат.
В пресс-службе торговой сети «Велика Кишеня», в магазинах которой стоят 163 терминала, подорожание платы за аренду подтверждают: «Стоимость аренды в среднем росла на 10 % (в год. — «Капитал») и соответствует рыночной цене на сегодняшний день».
Спад рентабельности
Однако с учетом растущих расходов на аренду рентабельность бизнеса снижается. Так, по словам Онистрата, маржа терминала еще в 2008 г. была на уровне 7,3 %, а в 2013 г. составила всего 1,8 %. «Хорошее» устройство приносит 3‑5 тыс. грн дохода в месяц.
Среднемесячный объем платежей через терминал составляет 70 тыс. грн, сообщил координатор комитета НАБУ по вопросам банковской инфраструктуры и платежных систем Владимир Еременко.
Но главная причина снижения прибыльности сети терминалов — изменение структуры комиссионных и как следствие — их снижение.
«Когда этот бизнес только зарождался, поставщики услуг платили внушительную комиссию. Мобильные операторы, например, платили 4‑5 % предпринимателям. Но со временем из‑за высокой конкуренции от внутренней комиссии начали отказываться и переходить на внешнюю, то есть расходы перенесли на потребителей», — говорит Минаков.
По информации НАБУ, пользователи за услуги перечисления средств оставляют в терминалах в среднем от 1 грн до 5 % от суммы платежа.
Средняя сумма платежа в сети терминалов за последние пять лет выросла в 7,5 раза, а маржа упала в 4 раза. В этом году средний чек составил 240 грн, хотя еще пять лет назад он был всего 32 грн.
«Доля платежей в пользу мобильных операторов размывается более емкими транзакциями по пополнению карт и погашению кредитов, подталкивая вверх и показатель среднего чека. В ближайшие годы эта тенденция сохранится», — полагает начальник управления развития терминального бизнеса банка «Национальный кредит» Евгений Думчев.
Комиссии по банковским сервисам в терминальных сетях — едва ли не самые низкие из всего пула услуг и сервисов. За счет увеличения оборотов доходность бизнеса снижаться не будет, но и роста больше не покажет.
«Время, когда можно было снимать сливки на этом рынке, уже прошло. Как и любой другой вид бизнеса, платежные терминалы проходят свой цикл жизни. Моментальные платежи начинают вытеснять интернет-технологии. Интерес к терминалам как к средству приема денег будет идти на убыль», — считает Минаков. Следовательно, терминалы должны трансформироваться, а их места расположения меняться.
Пресс-секретарь ПриватБанка Олег Серга полагает, что терминалы фактически могут заменить банковские кассы, хотя банки не всегда могут отказаться от кассиров. «В перспективе терминалы будут оборудоваться картридерами. По крайней мере по этому пути пойдут собственники банковских сетей и те участники рынка, которые намерены развивать этот бизнес», — говорит Думчев. В России в отдельных регионах до 80 % всех терминалов принимают банковские карты.
Тechno sapiens
Основным конкурентом терминалов уже являются смартфоны и компьютеры. Интернет-банкинг начинает отбирать прибыль у этого бизнеса.
«В настоящий момент пока преимущество на стороне терминалов. В Киеве за 2013 г. соотношение платежей приблизительно следующее: кассы банков — 30 %, терминалы — 60 %, интернет — 10 %. Хотя наблюдается положительная динамика оборотов платежей через всемирную сеть», — указал Еременко. Клиенты привыкают к безналичным расчетам. «Терминалы с функцией пополнения ждет та же участь, что и фотолаборатории, — заключил Минаков. — Они перестали быть востребованными, когда появились цифровые фотоаппараты».