Страховые компании вводят в регионах электронный эквайринг. Недавно о запуске такого проекта заявили ПриватБанк и СК «Оранта». Как сообщили «Капиталу» сразу три источника на страховом рынке, с ПриватБанком ведут переговоры о внедрении такого сервиса еще несколько крупных страховщиков.
Заместитель председателя Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов прогнозирует, что уже в 2014 г. электронный эквайринг станет массовым явлением в страховых компаниях.
На низком старте
Многие страховщики уже установили платежные терминалы в своих центральных офисах. Единицы предлагают услуги по безналичному расчету за страховые полисы на своих сайтах. После такой оплаты сотрудники компании подвозят договор по месту жительства клиента в Киеве. Но в регионах такие услуги пока редкость.
«В небольших населенных пунктах до сих пор проблематично заплатить за полис банковской картой, хотя спрос на такую услугу растет», — утверждает Залетов.
По словам предправления страховой компании «Княжа» Дмитрия Грицуты, в регионах почти треть покупателей готовы рассчитываться банковскими картами.
«Но страховые компании пока просчитывают экономический эффект от перехода на безналичные платежи региональных отделений и агентов. Он может составить до 3 % от страховых премий», — предположил эксперт. Если учесть, что за 2012 г. страховщики собрали 20,3 млрд грн чистых премий, то в масштабах рынка экономия может достигнуть около 600 млн грн.
Чудо техники
Зампредседателя правления НАСК «Оранта» Людмила Иванина отметила, что приложение, которое запустила их компания, работает как с операционной системой Windows, так и с Android.
«Для использования на компьютере достаточно зарегистрироваться в программе с помощью специального кода агента компании. А для оплаты страховки вне офиса мы выдаем агентам мини-терминалы, которые подключаются к смартфону. Стоимость одного терминала — 20 грн. Клиент платит банковской картой, а агент через приложение оформляет страховой полис, оплата за который сразу же поступает на счет страховой компании. После списания денег со счета клиенту приходит сообщение на телефон и электронную почту о размере перечисленных денег, комиссионных, а квитанция об оплате хранится в «облаке». Моментальное оповещение о движении денег на счете — это дополнительная защита банковских карт наших клиентов», — добавила Иванина.
2 % заплатит клиент или страховщик за безналичную оплату полиса
После месячного тестирования приложения сервис запустили во всех подразделениях «Оранты». Всего у компании — примерно 700 региональных подразделений и 7 тыс. страховых агентов. «Это позволит увеличить оперативность поступления средств от региональной сети и агентов, а также не упустить тех клиентов, которые приходят посоветоваться относительно страховки, а потом уходят подумать, но так и не возвращаются», — объясняет она интерес к услуге.
Региональный подход
Финучреждениям также интересно сотрудничать со страховщиками. «Этот сервис открывает нам новые возможности за счет расширения рынка услуги мобильного эквайринга на страховом рынке», — сообщили в пресс-службе ПриватБанка, не уточнив, правда, размер комиссионных за оплату страховок безналичными. Но известно, что тариф не выше 2 %.
Стоимость такой услуги — один из главных тормозов запуска электронного эквайринга страховщиками в регионах. «Если у агентов есть собственные смартфоны, нужно всего лишь купить мини-терминалы для них и оплатить работу по установке сервиса. Допустим, у компании 1000 агентов — значит, необходимо около 50 тыс. грн», — подчеркнула Иванина.
Если смартфоны будет покупать компания, то цена сервиса увеличивается на порядок. Еще одна статья расходов — комиссионные.
«При оплате безналичными банки взимают от 2 % до 5 % суммы страхового платежа. Страховые компании не готовы платить такую комиссию, так как за прием наличных средств в кассах банка комиссия составляет от 0,25 % до 1 %», — объясняет начальник отдела казначейства СК «Allianz Украина» Екатерина Шараева.
По словам директора Украинской межбанковской ассоциации членов платежных систем «ЕМА» Александра Карпова, комиссия за платеж картой через терминал составляет от 1,3 %, через веб-сайты и онлайн-приложения — от 2 %. «Размер комиссии зависит от договоренности между страховщиком и банком. Но СК все равно должна брать на себя эти расходы либо перекладывать их на плечи клиента, что увеличит стоимость полиса», — говорит директор департамента продаж страховой компании PZU Василий Дужак.
Переход запланирован
Согласно вступившим осенью 2012 г. изменениям в закон «О защите прав потребителей», способствующим развитию безналичных расчетов, субъекты хозяйствования, к которым относятся и страховщики, обязаны обеспечить покупателей возможностью платить за оказанные услуги банковскими картами, напоминает Карпов. А иначе — штраф от 8,5 тыс. до 17 тыс. грн. «Поэтому внедрять подобные приложения в регионах обязаны все страховщики», — говорит он. Но сотрудников безбалансовых региональных отделений и агентов такие требования, по словам игроков рынка, не касаются.
«Агенты могут работать с наличными, но из‑за этого возникает много проблем. Во‑первых, часто они подвергаются грабежам, поэтому в банк платежи не поступают. Во-вторых, у агентов есть поле для мошенничества — например, торговля недействительными полисами, что создает трудности многим страховым компаниям», — указывает Грицута.
Поэтому страховщики заинтересованы во внедрении безналичного расчета по всем своим отделениям и агентам.