Напомним, что в классическом понимании «рынок лимонов» — это экономическая модель поведения субъектов, которую традиционно иллюстрируют ситуацией рынка подержанных автомобилей с ассиметричной информацией, в результате которой нарушается принцип действия рыночного механизма, т.к. ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Впервые была описана в знаменитой статье лауреата Нобелевской премии 2001 года Джорджа Акерлофа в 1970 году «Рынок „лимонов“: неопределенность качества и рыночный механизм».
Пример Акерлофа с рынком подержанных автомобилей позволяет уловить самую суть проблемы. На данном рынке в продаже присутствуют:
1) обычные подержанные автомобили в хорошем состоянии (Акерлоф назвал их «персиками»). За один такой автомобиль покупатель готов уплатить 4000$, а продавец в свою очередь согласен продать его по любой цене выше 3500$.
2) автомобили со скрытыми дефектами (в США такие автомобили называются «лимонами» по ассоциации с идиомой «выжатый лимон», у нас в ходу близкий по значению термин «битые»), которые продавцы пытаются сбыть, выдавая их за нормальные. За такой автомобиль они согласны получить цену выше 2000$, а покупатели заплатили бы за него не более 2500$.
Если бы информация распределялась симметрично, то в результате существовали бы два отдельных рынка — для «персиков» и «лимонов». Однако, информация ассиметрична и на едином рынке лишь продавец знает о своей машине все, а покупатель заранее не знает, что он покупает — хорошую машину или «лимон».
В первом приближении положим, что вероятность приобрести «персик» и «лимон» одинакова. Тогда средняя цена на автомобиль равна:
($4000 + $2500) / 2 = $3250
Однако, как мы видим, за такую цену продавцы «персиков» не будут сбывать свои автомобили, а «лимоны» будут продаваться по цене, превышающей их ценность. Таким образом «лимоны» начинают вытеснять «персиков» с рынка. При этом средняя цена будет снижаться, дополнительно стимулируя вытеснение качественных авто.
В целом же существует множество рынков, где покупатели вынуждены использовать ту или иную рыночную статистику для вынесения суждений о качестве товаров, которые им предстоит купить. На таких рынках у продавцов появляется стимул выставлять на продажу товары низкого качества, поскольку высокое качество создает репутацию в основном не конкретному торговцу, а всем продавцам на рынке, к которому эта статистика относится. В результате возникает тенденция к уменьшению как среднего качества товаров, так и размеров рынка.
Сам Джордж Акерлоф в вышеприведенной классической работе не только продемонстрировал действие «рынка лимонов» в иных финансово-экономических сферах, например, в медицинском страховании или кредитном рынке в развивающихся странах, а также порождаемая этим явлением (на примере Индии) «общинные» экономические отношения, как защита от «лимонов».
В последнее десятилетие делаются отдельные попытки перенести понятие «рынок лимонов» и в политическую сферу, где избиратель соотносит приемлемость для себя риторики той или иной политической силы и вероятность выполнения взятых ею на себя предвыборных обещаний.
В условиях низкого доверия граждан к политикам, у значительной части электората формируется модель поведения, согласно которой избиратели склонны голосовать за политические силы с намного более радикальными установками, чем те, которые они разделяют: «зазор радикальности» во взглядах рассматривается гражданами как хоть какая-то гарантия от смены политиком установок на противоположные...
На примере социальной риторики этот факт математически (в рамках теории игр) обосновали Дарон Асемоглу, Георгий Егоров и Константин Сонин (2011), обойдясь без невнятных гипотез о нерациональности избирателей и политиков.
В качестве примера, наглядно иллюстрирующего этот теоретический вывод, мы приведем Радикальную партию Олега Ляшко (РПЛ), в отношении которой существует полный консенсус отечественных экспертов, определяющих ее, как «популистскую».
Мы использовали материалы исследования Социологической группы «Рейтинг».
[Аудитория: население Украины от 18 лет и старше. Выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения. Выборочная совокупность: 3000 респондентов. Личное формализованное интервью (face-to-face). Ошибка репрезентативности исследования: не более 1,8%. Сроки проведения: 22-31 мая 2017]
В качестве важного политико-экономического маркера мы взяли блок вопросов, относящихся к сотрудничеству Украины с Международным Валютными Фондом (МВФ).
Партийный лидер Олег Ляшко регулярно заявляет о неприемлемости условий сотрудничества с МВФ, начиная с подробного критического анализа условий сотрудничества Украины с Фондом (2 февраля 2017 года на своей ФБ-страничке), заканчивая многочисленными публичными выступлениями, как-то:
Однако, как можно видеть из Таблицы 1, сторонники РПЛ существенно менее «радикальны» в своих негативных оценках сотрудничества Украины с МВФ, нежели «среднестатистический украинец».
Табл.1
|
Результат по Украине, % |
Результат среди сторонников РПЛ, % |
Насколько Вы поддерживаете или не поддерживаете такие утверждения относительно сотрудничества Украины и МВФ? |
||
1. Сотрудничество Украины с МВФ ведет к снижению социальных стандартов жизни и повышению цен |
|
|
Ответ: «полностью поддерживаю» |
30 |
21 |
2. Страны, которые сотрудничают с МВФ в большей степени теряют, чем получают |
|
|
Ответ: «полностью поддерживаю» |
24 |
15 |
3. МВФ помогает Украине в сложный период времени |
|
|
Ответ: «совершенно не поддерживаю» |
18 |
13 |
4. Сотрудничество с МВФ содействует реформам в Украине |
|
|
Ответ: «совершенно не поддерживаю» |
16 |
11 |
Необходимо особо отметить, что по уровню доходов сторонники РПЛ несколько беднее, нежели «среднестатистический украинец», о чем можно судитьпо ответам на вопрос «Получает ли сейчас Ваше домохозяйство субсидии для оплаты коммунальных услуг?»: 58% «радикалов» ответили «да» при показателе по Украине 51%.
Это делает приведенные результаты еще более парадоксальными (на фоне того, что Олег Ляшко регулярно называет сотрудничество с Фондом в качестве одной из причин падения жизненного уровня украинцев), но вполне укладывающимся в модель Асемоглу — Егорова — Сонина.
Разбирая различные аспекты популизма, мы приведем пример все той же Радикальной партии Олега Ляшко, свидетельствующий, что не только социально-экономический, но и «идеологический» популизм имеет спрос у значительной части избирателей. В том смысле, что они готовы поддерживать политика/политическую силу, чьи политические и идеологические установки существенно радикальнее, нежели их собственные взгляды.
Мы провели сравнение отношения к целому ряду политических и идеологических маркеров украинского общества в целом и электората РПЛ. В качестве условной «контрольной группы» был взят электорат право-радикальной партии «Свобода», чьи политические и идеологические установки практически совпадают с аналогичными установками, публично высказываемыми Олегом Ляшко и другими лидерами РПЛ.
Табл. 2
|
Результат по Украине, % |
Результат среди сторонников РПЛ, % |
Результат среди сторонников ВО «Свободы», % |
I. Отношения с Россией1. Насколько Вы доверяете РФ/СНГ? | |||
|
|
|
|
Сумма ответов: «полностью доверяю» и «скорее доверяю» |
18/28 |
15/29 |
0/16 |
2. Как должна действовать Украина в экономических отношениях с РФ? |
|
|
|
Ответ: «существенно ограничить или полностью прекратить» |
34 |
35 |
63 |
3. Поддерживаете ли Вы введение визового режима с РФ? |
|
|
|
Ответ: «поддерживаю» |
38 |
41 |
87 |
4. Как Вы относитесь к запрету в Украине:
|
|
|
|
Ответ: «поддерживаю»
|
45 24 |
46 25 |
93 45 |
II. Проблема Донбасса5. Какой из вариантов решения проблемы на Донбассе Вы поддерживаете? | |||
|
|
|
|
Ответ: «продолжать АТО до полного восстановления украинской власти на Донбассе» |
39 |
47 |
55 |
6. Поддерживаете ли Вы решение о блокировании товарных потоков из «ДНР» и «ЛНР» ? |
|
|
|
Ответ: «поддерживаю» |
40 |
43 |
66 |
7. Каким образом Украина должна действовать относительно Минских соглашений? |
|
|
|
Ответ: «необходимо выйти из переговорного процесса и принимать решения без участия международных посредников» |
17 |
17 |
20 |
III. Идеологические маркеры 8. Чем для Вас, в первую очередь, являются праздники: |
|||
|
|
|
|
Ответ: «Праздник, который имеет символизм для меня лично»
|
82 73 51
|
81 77 53
|
59 46 25 |
9. Поддерживаете ли Вы предоставление русскому языку статуса государственного? |
|
|
|
Ответ: «однозначно нет» |
44 |
49 |
78 |
10. Жалеете ли Вы сейчас о распаде в 1991 году Советского Союза? |
|
|
|
Ответы: «да»/«нет» |
33/53 |
35/53 |
1/91 |
В качестве выводов можно отметить, что подобная ситуация востребованности популистских лидеров/политических сил связана, в первую очередь, с низким уровнем доверия к политикам со стороны избирателей, с многократно подтвержденными опасениями о легкости отказа украинских политиков от своих обещаний и лозунгов. Это порождает спрос на радикальную риторику, которую избиратель, придерживающийся существенно менее радикальных взглядов, нежели политик-популист, рассматривает в качестве минимальной гарантии от перемены позиции.
Из 13 полученных ответов от сторонников РПЛ, 8 находятся в пределах статистической погрешности (~ 2%) от «среднеукраинских», о существенном отличии можно говорить лишь по одному вопросу — о продолжении АТО «до победного», но и здесь «радикализм» сторонников РПЛ лишь на одну пятую превышает показатель «в среднем по стране».
Даже без применения специальных методов обработки статистических данных видно, насколько близок по своим политико-идеологическим взглядам избиратель РПЛ к «среднестатистическому украинцу» и насколько далек от избирателя ВО «Свобода».