Новый альбом одного из лучших джазовых певцов Бобби Макферрина «SpiritYouAll» составили госпел, блюз и кантри. Все треки — исключительно на религиозную тему. Для работы над диском были взяты «коренные» американские инструменты — вроде традиционной блюзовой national steel guitar (по сути — железной гитары), steel pedal (столика со струнами для кантри), мандолины, контрабаса, аккордеона, скрипки. При таком наборе орудий и макферриновском подходе нет ни намека на пафос или серьезность. Но чтобы вникнуть в смысл и вырвать контексты, стоит еще раз перелистать Библию.
Название «SpiritYouAll» («Да снизойдет на вас Дух») фонетически повторяет слово «спиричуэл», духовное песнопение. Однако надо учитывать, что вера Бобби, примерно как и его музыкальный талант — смесь детской непосредственности и глубокого знания. Или так: наглядная демонстрация поговорки «в тихом омуте черти водятся». И весь альбом такой же.
Одна из лучших здешних шуток — нешуточный блюз «25:15». Это не продолжительность трека, а цифры, по которым в Книге притч Соломоновых можно найти текст: «Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость». Ирония в том, что этот блюз с распрекрасными звуками «от земли» — музыка предельно чувственная, едва ли не похотливая.
К тому же тут, как и в некоторых других композициях, голос исполнителя распознается с трудом. Сразу рождается ассоциация: через пустыню в видавшем виды Dodge Challenger едет мужчина с папироской во рту куда‑нибудь в мексиканскую Тихуану. Впрочем, в следующей песне он уже понимает, что пора бы в придорожную закусочную — два пива, бурбон — и назад домой, к семье. Тем не менее знавали мы разного Макферрина, а такого еще нет.
Есть и другой блюз — «Fix Me Jesus», затесавшийся в набор госпелов и спиричуэлс. И снова артист жестко чудит: сленговая просьба о «кайфе» в переводе на литературный английский означает «приготовь меня к смерти так, чтобы я оказался на Небесах в достойном виде». А пение — самое что ни на есть развеселое.
В целом Макферрин написал для диска пять композиций, добавил классику Боба Дилана «I Shall Be Released», которая могла бы стать альтернативным гимном США, остальные шесть сочинений — народные госпелы или гимны. Создается ощущение, что он решил немного отдохнуть: аранжировки создал аккордеонист и пианист Гил Голдштейн, прекрасную струнную работу сделали Дэвид Мэнсфилд и Арманд Херш. А в четырех песнях с именитым лидером пела молодая, но года два уже (благодаря неожиданному Grammy) как суперзвезда — контрабасистка Эсперанца Сполдинг.
При всех плюсах вряд ли «SpiritYouAll» станет наибольшим бестселлером Бобби Макферрина, однако этот альбом раскрывает музыканта с неожиданных сторон, и каждая достойна восхищения. А наградами у него и так вся кладовка забита. Если что — переживет.