Украина может стать тем самым плацдармом, на котором администрация США попытается достичь 30-процентного роста цен на газ в Евросоюзе. Отсюда перспективы будущей загрузки украинской газотранспортной системы выглядят все менее радужными.
Вступивший 2 августа в силу закон о санкциях США против России, КНДР и Ирана наделал много шума в мировой политике. Санкции пока не введены, неизвестно даже, воспользуется ли президент США данным ему правом, а если и воспользуется, то в отношении каких государств или проектов. Вместе с тем, на Украине политики и государственные чиновники однозначно расценили санкции, в том числе в отношении трубопроводного проекта «Северный поток-2», как большую победу украинской дипломатии.
«Как мы и договаривались в Вашингтоне, Конгресс проголосовал, президент Дональд Трамп подписал. Санкции касаются в том числе и политизированного проекта «Северный поток-2», — написал президент Украины на своей странице в одной из соцсетей. Оставим за скобками неуместную браваду Порошенко, попробуем разобраться по сути произошедшего, а точнее — происходящего.
Масла в огонь, что называется, подлили аналитики международного рейтингового агентства S&P. Санкции существенно увеличивают неопределенность для европейских участников газового рынка, утверждается в обзоре «Могут ли США перекрыть российский газ Европе?». По мнению S&P, закон может создать сложности в отношении строящихся российских газопроводов, затруднить техническое обслуживание существующих трубопроводов, в том числе проходящих по территории Украины, и даже вызвать временное прекращение поставок в Европу.
Еще несколько лет назад возврат в эпоху холодной войны представлялся чем-то из разряда фантастики. Именно во времена противостояния систем США активно пытались ограничить поставки энергоресурсов из СССР в Европу. Данный фактор имеет место и сейчас. Декларируемая мотивация Вашингтона выглядит благородно: чрезмерная зависимость от российского газа — угроза энергобезопасности Европы.
Однако ситуация с добычей энергоресурсов в самих США и возможностью экспорта на глобальные рынки кардинально изменилась. Власти ожидают, что в текущем году США впервые станут нет-экспортером природного газа — создастся ситуация, когда объем экспорта с территории страны превысит импорт. С 2016 по 2040 год в США прогнозируется рост добычи газа на 40%, с 2,1 млрд куб. м в сутки до почти 3 млрд куб. м. Таким образом, в случае, если прогноз будет реализован, значительные объемы газа могут быть поставлены на внешние рынки, в том числе посредством сжижения и перевозки морским транспортом (поставки СПГ).
И здесь возникает фактор Европы. Пока поставки СПГ из США в ЕС сравнительно невелики. За 2016 и первые пять месяцев 2017 года было привезено всего около 1,6 млрд куб. м газа из США при годовом потреблении ЕС более 450 млрд куб. м. По расчетам Vygon Consulting, средняя цена «затраты плюс» за 2016 год при поставке американского СПГ в Бельгию составила $6,7 за миллион британских термических единиц (МБТЕ) при цене импорта СПГ в стране $5,6/МБТЕ. Таким образом, поставщик понес убыток в $1,1/МБТЕ.
Можно прогнозировать, что до 2020 года поставки СПГ из США в Европу вряд ли будут носить системный характер. Любой трубопроводный газ (и российский) будет иметь существенное преимущество по цене. Не собирается сдавать свои позиции на рынках стран ЕС и крупнейший в настоящее время поставщик СПГ на мировой рынок — Катар.
Однако американский бизнес инвестировал значительные средства как в добычу нетрадиционного газа, так и в строительство экспортных СПГ-терминалов. До 2019 года суточная мощность терминалов должна вырасти до 269 млн куб. м в сутки с нынешних 66 млн. На фоне низких цен на углеводороды перспективы своевременной реализации данных проектов выглядят совсем неоднозначно. Не лишним также будет вспомнить то, на каких лозунгах пришел к президентству и сам Трамп, заострявший внимание на намерениях всемерно поддерживать энергетический и добывающий сектора промышленности США.
Чтобы сделать экспорт СПГ из США в ЕС прибыльным, цены на газ должны повыситься примерно на 30% по сравнению с текущим уровнем. Об этом пишут в уже упомянутом отчете S&P. Возникает резонный вопрос: а что может сделать администрация Трампа для того, чтобы помочь собственным газодобытчикам? Как сделать СПГ из США конкурентоспособным на рынках ЕС в сравнении с трубопроводным газом из других источников, в том числе из ресурсов «Газпрома»? Авторы доклада дают ответ: с помощью сокращения или даже перебоев при поставках российского газа в страны ЕС. Украина, как известно, продолжает сохранять ключевые позиции в транзите, через ее транспортный коридор прокачали 82 млрд куб. м российского газа в страны ЕС, Турцию и Молдавию — более половины экспортных поставок «Газпрома».
Очевидно, что Вашингтон продолжит бороться с проектами обходных (для Украины) трубопроводов — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Такое противодействие роднит политику нынешней администрации с деятельностью команды Барака Обамы. При этом автор далек от предположений, согласно которым Администрация США будет пытаться извести украинский транзит на корню. Однако в силах Вашингтона повлиять на реализацию уже существующих проектов по модернизации украинской ГТС, например о выделении $306 млн на ремонт газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород», на котором за последние году был зафиксирован ряд крупных аварий. Деньги обещают предоставить ЕБРР и ЕИБ с 2010 года. Позиции США в кабинетах, в которых принимают решения в Киеве, железобетонные. Сведущие люди говорят, что глава «Нафтогаза» Андрей Коболев отчитывается о проделанной работе сначала перед Госдепартаментом и Посольством США на Украине, а уже потом — перед украинским правительством. При этом Вашингтону никто не запретит на каждом углу повторять, что Украина — стратегический партнер США в регионе, и обещать Киеву всемерную поддержку, в т. ч. в виде предусмотренных санкционным законом «плюшек» в размере $30 млн «на укрепление энергобезопасности».
Однако подобная политика США идет вразрез с интересами Евросоюза, который заинтересован в бесперебойных и стабильных поставках природного газа своим потребителям независимо от их источника. Здесь Брюсселю и ключевым столицам ЕС, прежде всего Берлину, есть над чем задуматься. Причем крепко. И там думают. Недавняя жесткая оценка американских санкций министрами иностранных дел ФРГ и Австрии показательна. Санкции привнесли «совершенно новое и очень отрицательное качество в европейско-американские отношения».
Еще одним фактором является нежелание ЕС оказывать дополнительную финансовую поддержку Украине в случае, если будут утрачены ежегодные $1,5-2 млрд выручки от транзита российского газа. Текущая программа финансовой помощи ЕС составляет € 1,8 млрд, но она растянута во времени. Выделение траншей зависит от выполнения Киевом ряда весьма жестких условий.
В результате Украина может стать тем самым полем боя, на котором администрация США попытается достичь упомянутого выше 30-процентного роста цен на газ в Евросоюзе. Отсюда перспективы будущей загрузки украинской ГТС выглядят все менее радужными.
На основе оценки экспортного потенциала «Газпрома», в случае, если новые обходные трубопроводы не будут построены к 2020 году, а газопровод OPAL будет использоваться без ограничений, «Газпром» продолжит транспортировать через ГТС Украины от 6,6 до 23,6 млрд куб. м газа в год для выполнения своих минимальных обязательств по правилу take or pay. В случае необходимости поставок объемов газа сверх обязательств по take or pay «Газпром» может продолжить использовать украинский коридор, учитывая то, что неспособность поставить эти объемы приведет к штрафам и потере доходов.
В случае же ввода в эксплуатацию Nord Stream 2 и одной ветки Тurkish Stream «Газпром» сможет обслуживать все европейские страны — за исключением Юго-Восточной Европы — на максимальном уровне экспорта 180 млрд куб. м без использования ГТС Украины. При этом будут использованы четыре ветки Nord Stream, существующие две ветки «Ямал —Европа-1», расширенный OPAL и ГТС Чехии. Поставки в страны Юго-Восточной Европы возможны после строительства новых трубопроводов. «Газпром» также сможет заменить свои поставки в Западную Турцию через Украину за счет поставок по первой ветке Тurkish Stream. Данный сценарий приведет к катастрофическому падению объемов транзита через ГТС Украины.
Европейцы, по крайней мере, на уровне заявлений продолжают поддерживать Украину. Позиция Еврокомиссии неизменна: «Северный поток-2» не увеличит диверсификацию источников поставок газа, и мы его не поддерживаем, однако, и запрещать не будем и не имеем оснований. Как же на самом деле поведут себя заокеанские союзники Киева — остается только гадать.