Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» в ближайшее время получит первый маневровый тепловоз, модернизированный на Полтавском тепловозоремонтном заводе.
Подвижной состав госкомпании изношен на 90 %, однако из‑за отсутствия средств она вынуждена модернизировать технику, произведенную еще во времена СССР.
Вторая жизнь
«Укрзалізниця» решила вместо списания на металлолом устаревших тепловозов провести до 2015 г. модернизацию двух сотен машин.
«Тепловозы серии ЧМЭ3, как и другой тяговый подвижной состав «Укрзалізниці», изношены на 90 %. Установленный заводом-изготовителем ресурс в 25 лет локомотивы уже отработали», — сказано в сообщении монополиста со ссылкой на замначальника главного управления локомотивного хозяйства госкомпании Игоря Батюшина.
В разговоре с «Капиталом» координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра по внедрению реформ Александр Кава рассказал, что от старого тепловоза ЧМЭ3 в ходе модернизации остается только рама кузова и тележки, все остальное меняется на новое.
«Стоимость ремонта составляет порядка 70 % от цены нового тепловоза», — рассказал Кава и уточнил, что новый маневровый тепловоз в зависимости от модели и используемого оборудования стоит порядка $ 2 млн. В Главном управлении локомотивного хозяйства «Укрзалізниці» «Капиталу» пояснили, что глубокая модернизация одного устаревшего тепловоза позволит снизить примерно на 30 % потребление топлива, на 65 % — масла.
90% составляет износ локомотивного парка «Укрзалізниці»
Снизится также частота ремонтов, поскольку межремонтный пробег вырастет на 20 %. После ремонта срок службы маневровых тепловозов составит 20 лет.
«Укрзалізниця» планирует потратить на модернизацию 100 тепловозов ЧМЭ3, 30 тепловозов марки М62 и 70 машин марки 2М62 около 4,1 млрд грн, сообщил монополист. Александр Кава добавил, что модернизация проводится за собственные средства «Укрзалізниці» на Полтавском тепловозоремонтном заводе.
При этом используются комплектующие, поставляемые из Словакии (ранее эти тепловозы производились в бывшей Чехословакии). В дальнейшем «Укрзалізниця» планирует 40 % комплектующих для модернизации тепловозов производить в Украине.
Примечательно, что тепловозы ЧМЭ3 массово выпускались еще во времена СССР, и их выпуск был прекращен в 1987 г. Парк маневровых и магистральных тепловозов «Укрзалізниці» насчитывает 2447 машин.
Нет выхода
Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко считает, что у монополиста сейчас нет иного выхода, кроме как модернизировать старые тепловозы: «[«Укрзалізниці»] нужно определенное количество рабочей техники.
Если заявленную сумму потратят на покупку нового транспорта, то у них будет меньше рабочих тепловозов». В то же время аналитик считает, что целесообразнее привлечь кредиты и закупить новые локомотивы, чем обслуживать старые.
Финансовые показатели «Укрзалізниці» в последние годы ухудшаются: чистая прибыль по итогам 2012 г. сократилась в 2,6 раза по сравнению с 2011 г. до 802,8 млн грн, в январе-июне 2013 г. — в 3,1 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года до 516,6 млн грн.
В связи с этим Алексей Андрейченко сомневается, что у «Укрзалізниці» хватит средств, чтобы провести модернизацию запланированного количества тепловозов, учитывая, что это только одна из статей затрат монополиста.