Под конец года два крупнейших оператора мобильной связи зашли в тупик. Новых услуг не придумано, а отчаянная конкурентная борьба привела к снижению дохода. Чтобы хоть как‑то отыграться, маркетологи устраивают различные акции, викторины, розыгрыши. Это поможет завуалировать дыры в годовых отчетах.
Менять ситуацию в корне никто не собирается. Есть тариф за 40 грн в месяц и есть за 300 грн. Но нет такого предложения, чтобы абонент, заплатив 100 грн, не ломал голову, почему у него списали деньги за незаказанные услуги.
А зря. Рассказы о том, что у клиентов нет денег, — миф. Ведь они все равно покупают себе по несколько сим-карт и платят за месяц не одной компании связи, а двум, чтобы удобно общаться в каждой из сетей в отдельности при отсутствии единого предложения. Приходится покупать еще и смартфон на две сим-карты.
Не только операторам присущ откровенно бездарный маркетинг. В транспорте происходит то же самое. Тариф на такси, объявленный диспетчером, может быть и 30 грн. Но машина вряд ли найдется. Опять «дешевый маркетинг».
Почему не установить два тарифа: первый — простой и надежный, а второй — подешевле, для таких же авантюристов, как и сама служба такси.
Но украинцы учатся на своих ошибках и начинают платить за то, что им действительно нужно и стоит разумных денег, а не за ширпотреб. Возьмем, к примеру, планшеты — один из самых массовых на сегодняшний день гаджетов в сфере электроники. Поставщики, которые раньше заказывали в Китае устройства по 500 грн, в этом году открыли новую нишу — промежуточную, между бюджетным быстро ломающимся товаром и брендовыми Samsung и Apple.
Появилось осознание того, что небрендовый, по средней цене, но функциональный планшет нужен школьникам, игроманам, сотрудникам некоторых компаний.
«Середнячковый» продукт — это в Украине пока экзотика. Нет жилья среднего класса. Есть эконом, который строится абы как, и пафосный элит. Пищепром тоже не радует фантазией. Если картошка — значит, прямо с поля, в земле. Если мясо — то кусок мяса, главное, что на 10 копеек дешевле, чем у конкурента, и побольше.
В игру под названием Value Added Goods / Services практически никто не играет. На радость поставщикам из Европы. Помыл картошку, упаковал в пакетик, вот и +20 % к цене. И берут же. А рядом стоит на пьедестале… нога свиная с яркой наклейкой jamon serrano за 2 тыс. грн — килограмм мяса по цене восьми. Добавленная стоимость — 700 %.
Сделать ногу в принципе и в Украине можно. Но сначала раскорми свиней желудями да еще и кампанию по продвижению придумай. Кто же свинью пиарит? Может, еще и яблоки рекламировать? Может и так — наверное, ответят турецкие поставщики цитрусовых, которые недавно объединились и сняли ролик для украинских каналов.