Фінанси

пруденциальный надзор

Финансовое состояние трети торговцев ценными бумагами не соответствует требованиям регулятора. В следующем году их могут лишить лицензии

Финансовое состояние трети торговцев ценными бумагами не соответствует требованиям регулятора
Фото: Евгений Мусиенко

В распоряжении «Капитала» оказался аналитический отчет Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) по пруднадзору за торговцами.

В апреле-сентябре комиссия оценивала финансовое состояние компаний по пяти показателям. Выяснилось, что около трети всех игроков не соответствуют требованиям регулятора.

При этом ситуация не улучшается. Как ранее писал «Капитал», еще в апреле НКЦБФР проводила первый аналогичный мониторинг. Тогда также около трети торговцев не выполняли предписания комиссии.

Чтобы улучшить показатели, компаниям необходимо вливать дополнительный капитал, но они этого не делают — большинству неоткуда привлечь деньги.

Торговцам просто не хватает средств на докапитализацию. Фондовый рынок не ликвиден, качественные финансовые инструменты отсутствуют.

31 % торговцев ценными бумагами не соответствуют требованиям НКЦБФР по состоянию регулятивного капитала. Когда вступят в силу смягчающие поправки, не попадут в нормативы 20% фондовых компаний

«У отечественного фондового рынка две проб лемы: нет денег и нечего купить», — говорил ранее зампредправления Сбербанка России Артемий Ершов.

Из-за требований регулятора в следующем году многие игроки сами сдадут свои лицензии, остальные же расчистят портфели, прогнозирует директор инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игорь Когут.

«Возможно, НКЦБФР стремится к этому, ведь легче контролировать до 50 крупных торговцев, чем 500», — резюмирует он. На сегодняшний день в Украине работает 551 торговец ценными бумагами.

Пруд пруди

Еще в апреле 2012 г. НКЦБФР разработала и одобрила концепцию внедрения пруденциального надзора за деятельностью участников фондового рынка.

С 1 апреля 2013 г. все торговцы обязаны подавать регулятору рассчитанные ими показатели: размер регулятивного капитала, адекватность регулятивного капитала, адекватность регулятивного капитала первого уровня, коэффициент абсолютной ликвидности и показатель левериджа.

«Окончательное внедрение пруденциального надзора позволит избежать системных рисков и обеспечит надежность функционирования всего рынка в целом», — сообщили в пресс-службе комиссии.

Планировалось, что до 1 января 2014 г. система пруднадзора будет работать в режиме мониторинга, то есть пока торговцы должны только отчитываться и не нести ответственность за нарушение нормативов.

Однако картина рынка оказалась настолько удручающей, что НКЦБФР по просьбе торговцев решила отложить санкции.

Она начнет их применять к нарушителям только с 1 июля 2014 г. Кроме того, комиссия рассматривает возможность вообще отменить такую форму наказания, как отбор лицензии.

Регулятивный капитал

Ключевой показатель, влияющий на деятельность торговцев, — размер регулятивного капитала. Он используется как базовый при расчете других пруденциальных показателей. «Регулятивный капитал — это собственный капитал торговца, очищенный от плохих активов», — рассказывает руководитель проектов Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД) Сергей Москвин. Этот показатель отражает объем собственных средств игрока, которые при необходимости могут быть направлены на устранение финансовых проблем в компании.

По нормативам регулятора, сумма регулятивного капитала дилера, т. е. торговца, который совершает сделки за свой счет, должна быть не менее 500 тыс. грн. Согласно отчету НКЦБФР, 82 торговца, или 23 % отчитавшихся, не соответствовали требованиям регулятора. Заключение сделок с ними может быть рискованным. Если у такой компании возникнут финансовые сложности, ей просто нечем будет рассчитаться.

Случаи банкротства торговцев нередки. Еще в сентябре 2011 г. из‑за резкого снижения цен на акции обанкротились сразу несколько из них. Тогда «Энерджи Капитал», «Арсенал Капитал» и «Вест-Капитал» не смогли выполнить обязательства перед контрагентами по сделкам РЕПО (сделки по продаже ценных бумаг с обязательством их обратного выкупа).

Размер регулятивного капитала брокера, т. е. торговца, который имеет право заключать сделки по поручению своих клиентов, должен быть в два раза больше — 1 млн грн. В сентябре таким показателем могли похвастать всего 73 % игроков. Еще 27 % не соответствовали нормативу. Брокер с низким уровнем регулятивного капитала может не рассчитаться с клиентом при использовании в торгах его средств или ценных бумаг. Отслеживание этого норматива комиссией, по словам Когута, должно ограничить участникам рынка возможность использования денег клиентов в своих операциях и кредитования своих клиентов.

Самый большой размер регулятивного капитала — 7 млн грн — должен быть у андеррайтеров, т. е. торговцев, которые размещают ценные бумаги, а также у тех игроков, кто имеет право заниматься доверительным управлением. Из них около 36 % не соответствуют нормативу.

«Риски у клиентов андеррайтеров возникают, если торговец на себя принимает обязательство по выкупу неразмещенной части эмиссии ценных бумаг», — пояснил Когут. Что касается торговцев с лицензией на управление ценными бумагами, то, по мнению финансиста, высокие требования к таким компаниям вполне оправданны. Ведь, в отличие от брокеров, они распоряжаются активами клиентов по собственному решению. «Следовательно, риски неверных инвестиционных решений лежат именно на плечах таких торговцев», — отметил собеседник издания.

При этом среднемесячное значение регулятивного капитала торговцев колеблется в весьма широком диапазоне: максимальное — 710,9 млн грн, а минимальное вообще отрицательное — минус 781,7 млн грн. Отрицательный регулятивный капитал показывают около 50 участников финансового рынка. Показатель падает ниже нуля, когда у торговца много плохих активов, которые вычитаются из собственного капитала.

У нормально функционирующих участников рынка не может быть регулятивный капитал отрицательным, говорит Сергей Москвин. Ведь это означает, что собственники вывели деньги из своей компании. «Средства вывести через векселя, мусорные бумаги, дебиторскую задолженность», — уточнил эксперт.

Правда, понятие плохих активов достаточно широкое: от просроченной более 31 дня дебиторской задолженности до бумаг предприятий, которые не обращаются на бирже. Улучшить ситуацию с показателями торговцев могут изменения в положении о пруднадзоре, принятые на этой неделе. НКЦБФР предложила не исключать из состава регулятивного капитала стоимость акций частных акционерных обществ. Такие бумаги попали в классификацию как плохие активы случайно, считает Москвин, поскольку регулятор не учел, что они по определению не могут обращаться на биржах. Также в новом варианте положения предложено уменьшать регулятивный капитал торговцев на балансовую стоимость ценных бумаг венчурных фондов. Сейчас же они должны вычитать из него стоимость ценных бумаг всех недиверсифицированных инвестиционных фондов, имеющих более широкое определение, чем венчурные. «Если будут приняты смягчающие поправки к положению о пруднормативах, суть которых — перевести часть плохих активов в хорошие, то не попадут в нормативы около 20 % торговцев», — уверен Москвин.

НЕадекватность

Второй пруденциальный показатель, базирующийся на первом, — адекватность регулятивного капитала. Он отражает способность торговца возместить возможные убытки за счет собственных средств и должен быть не менее 8 %. «Требование к адекватности регулятивного капитала в 8 % означает, что восемь из ста гривен вложены собственником компании», — объясняет председатель правления Идея Банка Андрей Рязанцев. В сентябре у 29 % торговцев комиссия зафиксировала недостаточный или граничащий с необходимым уровень адекватности регулятивного капитала. При этом у 49 компаний (13 %) регулятивный капитал оказался отрицательным.

Еще один показатель, базирующийся на регулятивном капитале, — адекватность капитала первого уровня. Отличие между регулятивным капиталом и капиталом первого уровня несущественное. В капитале первого уровня не учитывается так называемый дополнительный капитал. По требованию НКЦБФР, для торговцев ценными бумагами он должен составлять минимум 4,5 %. Не выполняют этот норматив четверть торговцев.

Абсолютная ликвидность

Отслеживает комиссия и уровень абсолютной ликвидности компаний. «Этот норматив показывает, какая часть средств может быть выплачена клиентам торговца сиюминутно», — рассказал Когут. Он должен быть не ниже 0,2 — то есть компания должна иметь возможность до 20 % своих обязательств погасить немедленно.

По итогам сентября 67 компаний (19 % отчитавшихся) не соответствуют нормативу. Это значит, что если клиенты захотят одновременно забрать свои средства из таких компаний, — то не смогут этого сделать. В свою очередь, 30 % торговцев показали уровень абсолютной ликвидности более 10. У таких компаний низкий уровень текущих обязательств и достаточный уровень денежного обеспечения.

Деньги в мусоре

Последний показатель, который оценила НКЦБФР, — показатель левериджа. Он отражает соотношение регулятивного капитала к плохим активам торговца. Чем больше у него рисковых активов, тем ниже будет уровень левериджа. Его среднее значение за квартал должно быть не менее 3 %. Этот показатель снижен у самого большого количества торговцев — 151 компании (38 %). Сложности с выполнением этого норматива свидетельствуют, что плохих активов у торговцев немало. На протяжении многих лет компании наращивали свои портфели. По словам Когута, они приобретали неликвидные акции, векселя, ценные бумаги венчурных инвестфондов, которые НКЦБФР позже признала рисковыми активами. «Низкий уровень левериджа должен заставить игроков уменьшить долю неликвидных активов в своих портфелях», — поясняет эксперт. Поэтому торговцы будут искать или создавать компании, на которые можно сгрузить все неликвидные бумаги.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама