Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» отказалась от планов повышать в 2014 г. тарифы на железнодорожные грузовые и пассажирские перевозки. Об этом в прошлую пятницу заявил генеральный директор госкомпании Сергей Болоболин. Ранее железная дорога намеревалась поднять в 2014 г. тарифы на внутренние грузовые перевозки на 12,5 %. Об этом еще в конце октября на запрос «Капитала» сообщал и. о. генерального директора госкомпании Виталий Жураковский. Однако через несколько дней после заявления Жураковского премьер-министр Николай Азаров озвучил требование главы государства не допустить повышения тарифов на услуги естественных монополий как в 2013-м, так и в 2014 г.
В госмонополии такой инициативе были не рады. «Искусственное сдерживание индексации тарифов может привести к техническому и экономическому упадку отрасли из‑за прогрессирующей тенденции физического износа и морального старения основных производственных фондов», — прогнозировал заместитель гендиректора «Укрзалізниці» Петр Науменко в начале ноября, комментируя вопрос о возможном замораживании тарифов на 2014 г. По его мнению, индексация железнодорожных тарифов является обоснованной необходимостью.
Тарифы являются составной частью финансовых планов государственных монополий, которые утверждаются Кабмином, заявлял ранее «Капиталу» пресс-секретарь премьер-министра Виталий Лукьяненко, комментируя намерение «Укрзалізниці» повысить тарифы. «Если в финансовом плане госмонополии, в данном случае — «Укрзалізниці», — будет предусмотрено повышение тарифов, то его просто не утвердят», — пояснил он. До прошлой пятницы руководство «Укрзалізниці» не признавалось, что повышения тарифов не будет.
Заработают на объеме
После отказа от повышения тарифов на 2014 г. «Укрзалізниця» будет вынуждена искать дополнительные источники повышения своих доходов. В частности, как один из вариантов рассматривается получение дополнительной прибыли за счет увеличения грузоперевозок. «В 2014 г. мы рассчитываем на рост объемов грузоперевозок, по крайней мере, на 1 % и от этого иметь увеличение доходов», — прогнозирует гендиректор госкомпании Сергей Болоболин.
Однако чем вызвано ожидание увеличения грузоперевозок, гендиректор не сообщил. Ведь их объемы в этом году только сокращались. По данным Госслужбы статистики, по итогам 10 месяцев объем перевозки грузов сократился на 4,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 365,1 млн т, а грузооборот — на 7,2 %, до 184 млрд ткм. Сам генеральный директор «Укрзалізниці» признал, что из‑за снижения объемов грузоперевозок в этом году железнодорожники недополучат 3,5 млрд грн от запланированного. Эта ситуация даже вынудила руководство госмонополии перевести управленческий аппарат с 16 декабря на неполную рабочую неделю.
Разовое послабление
В 2013 г. «Укрзалізниця» уже провела индексацию как пассажирских, так и грузовых перевозок. Например, тариф на перевозку пассажиров на внутреннем сообщении в общих и плацкартных вагонах c 1 октября был повышен на 10 %. Проезд в купейных вагонах в общей сложности за год подорожал на 20 %. Кроме того, в два этапа была проведена индексация тарифов на проезд в международном сообщении во всех видах вагонов — по 5 % в июле и в октябре.
650 млн гривен заработала дополнительно «Укрзалізниця» в 2013 г. за счет индексации тарифов
Однако несмотря на повышение тарифов пассажирские перевозки остаются убыточными — по итогам 10 месяцев этого года убытки от этой деятельности составили 1,9 млрд грн. Прибыль госмонополия получает за счет грузовых перевозок, тарифы на которые в этом году повысились на 4,6 %.
Индексация грузовых и пассажирских перевозок в текущем году дала возможность монополии заработать дополнительные 650 млн грн. Все средства, полученные за счет индексации тарифов, железная дорога направила в социальную сферу и на повышение заработной платы. О финансировании технического перевооружения речь не шла, хотя «Укрзалізниця» остро нуждается в деньгах для проведения масштабной модернизации.
В частности, на сегодня тяговый состав изношен уже на 90 % и госмонополия вынуждена пользоваться техникой, построенной еще во времена СССР. При этом железная дорога напомнила, что 2013 г. был исключением, ведь тарифы до этого не индексировались в течение трех лет.
Аналогичные меры
В следующем году тарифы естественных монополий будут заморожены не только в Украине, но и в России. По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, российское правительство волевым решением заморозило на 2014 г. тарифы монополий, в том числе на услуги железных дорог.
«РЖД в 2014 г. — впервые за последние годы — не повысят тарифы, даже с учетом инфляции», — рассказал он в разговоре с «Капиталом». При этом эксперт отметил, что индексация тарифов на железнодорожные перевозки незначительно влияет на цены для конечного потребителя: «Если бы РЖД повысили тариф на 7 %, то для конечного потребителя тарифы бы повысились на 2 % максимум», — считает он.
По мнению эксперта, и российские, и украинские железные дороги во многом сходны между собой и гораздо больше страдают от неэффективного менеджмента, чем от заморозки тарифов: «Достаточно лучше контролировать свои расходы, ведь там столько денег теряется. Это происходит везде — при ремонте, перевозке пассажиров, учете грузов, спонсировании спортивных команд…».