Имидж небезразличных к социальным проблемам формируют банковские направления private banking. Тренд последних лет в этом году лишь усилился
Благотворительность и социально ответственный бизнес стали еще одной точкой пересечения интересов частного банкинга и состоятельных клиентов. «Все исследования клиентской среды в Украине демонстрируют, что владельцы частного крупного капитала имеют большие ожидания относительно вовлеченности в социальную жизнь страны. В целом в государствах с развитой экономикой тенденция к социальной ориентированности не нова, там серьезно относятся к собственной репутации в глазах общества», — говорит заместитель председателя правления, начальник департамента private banking УкрСиббанка Алексей Александров. Социальные проекты бизнес-линии private banking призваны настроить состоятельных клиентов на более доверительные отношения, считают банкиры.
Общее дело
Корпоративная социальная ответственность (КСО) банка и его бизнеса private banking часто имеют общие приоритеты. Активность финучреждений может быть направлена на развитие гражданского общества и местных общин, «зеленые» проекты, поддержку малообеспеченных слоев населения и программ защиты здоровья, популяризацию принципов здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Если, к примеру, банк традиционно помогает детям-сиротам, то его VIP- подразделение приобщается к сбору средств на поддержку интернатов и детских домов. Так, ОТП Банк установил в зонах private banking своих отделений благобоксы для сбора средств в фонд «Благомай». «В эти ящички, как и на счета фонда по указанным реквизитам, состоятельные клиенты банка регулярно делают пожертвования», — отметила руководитель направлений private banking и premium banking ОТП Банка Елена Колосветова.
В банке «Национальный кредит» одним из основных направлений КСО является организация и поддержка спортивных мероприятий. Председатель правления банка Андрей Онистрат — ярый приверженец активного образа жизни и занимается несколькими видами спорта. В увлечении бегом его поддерживает начальник управления private banking Александр Ковтуненко, а также состоятельные клиенты финучреждения. «Бег — это спорт сильных и целеустремленных людей. Именно такие качества и отличают наших клиентов», — делится Ковтуненко. В 2014 году банк «Национальный кредит» выступил организатором и финансовым партнером этапа Кубка Европы по триатлону «Kyiv ETU Triathlon European Cup» и самого массового за годы независимости забега «МТС Харьковский Международный Марафон». На мероприятие зарегистрировалось свыше 10 тысяч участников. «Все больше наших клиентов начинают бегать. Во время организованных банком мероприятий мы можем общаться «без галстуков». А я считаю, что связь клиента с банком становится крепче, когда она подпитана общими интересами», — рассказывает Александр Ковтуненко.
Помимо финансирования отдельных спортивных мероприятий, подразделения Private Banking могут участвовать в долгосрочных спонсорских проектах. В Украине подобных прецедентов пока нет. Однако, к примеру, на Нормандских островах структура по управлению капиталом финансово-кредитной испанской группы Grupo Santander недавно заключила трехлетний спонсорский контракт с местной атлетической командой. Цель проекта — вырастить из молодых представителей местной общины спортсменов мирового уровня, говорится на сайте Santander Private Banking.
Privatный случай
Однако КСО-инициативы бизнес-линии private banking могут реализовываться и как абсолютно самостоятельные проекты. В Украине ярким примером такой стратегии стала инициатива УкрСиббанка private banking. На протяжении нескольких лет подразделение является спонсором и партнером Киевского литературно-мемориального музея Михаила Булгакова. Также в банке открыт счет фонда содействия музею. Помимо восстановления самого здания музея, проект призван популяризировать творчество великого писателя. УкрСиббанк предлагает своим клиентам и партнерам поучаствовать в мероприятиях музея: посетить музыкальные вечера — журфиксы, прогуляться по «мистическому пространству» булгаковского дома, устроить чаепитие на знаменитой булгаковской веранде. Многие состоятельные клиенты банка присоединились к благотворительной инициативе. «Менее чем за год проект вызвал доверие клиентов, и многие из них выступили меценатами», — отметил заместитель председателя правления, начальник департамента private banking УкрСиббанка Алексей Александров.
Еще одним собственным КСО-проектом в сфере культуры и искусства может похвастаться Delta Premier, направление обслуживания состоятельных клиентов Дельта Банка. В 2012 году банк совместно с благотворительным фондом «Мистецький Арсенал» презентовал премиальную карту благотворительности MasterCard World Art. В ней объединились преимущества премиальной карты и механизм активного меценатства. Банк отчисляет 0,5 % суммы каждой торговой операции по карте в пользу благотворительного фонда «Мистецький Арсенал». «Таким образом наши клиенты имеют возможность с помощью банка и своих ежедневных расходов почувствовать свою причастность к духовному развитию украинской культуры и искусства», — делится советник главы совета директоров Дельта Банка Роман Солдатенко. В свою очередь клиенты регулярно получают приглашения на выставки и мероприятия, которые проходят в культурном комплексе. Так банк поддерживает один из главных музеев страны и приобщает все больше людей к возрождению культурного и духовного наследия Украины, говорят в Дельта Банке.
Каждый год десять отобранных социальных проектов получают шанс привлечь финансирование от клиентов BBVA private banking
Свой способ сделать вклад в развитие современной культуры придумали в Латвии. Банк Nordea разместил в своих отделениях private banking богатую коллекцию произведений известных латвийских художников. Говоря же о европейской практике социальной ответственности private banking в целом, можно отметить широкое распространение инициатив, связанных с развитием малого бизнеса, а также поддержкой ответственного инвестирования.
Бизнес-класс
В Испании международная финансовая группа BBVA в сотрудничестве с партнерскими организациями занимается развитием социального предпринимательства. Там каждый год десять отобранных социальных проектов получают шанс привлечь финансирование от клиентов BBVA private banking. Предприниматели представляют свои проекты и планы их развития клиентам BBVA private banking в рамках Дня социальных инвестиций.
Как известно, в украинских реалиях поддержки требует практически любая предпринимательская активность. Поэтому вектор отечественных банковских КСО-инициатив несколько отличается. «Мы видим своей целью способствование увеличению числа состоятельных людей в Украине путем развития бизнеса и экономической среды, повышения стандартов и внедрения мировых практик в бизнесе», — рассказывает руководитель направлений private banking и premium banking ОТП Банка Елена Колосветова. В 2013 году при поддержке и участии premium banking ОТП Банка прошел форум Центра КСО «Бизнес и университеты». Ежегодно форум становится платформой взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений. Банк также поддерживает международный проект бизнес-образования Develop Your Business (DYB), запущенный в Украине Шведским институтом менеджмента IFL. Членами клуба DYB становятся владельцы и топ-менеджеры развивающихся компаний, в основном среднего бизнеса. Клуб помогает предпринимателям развивать растущие компании и создавать международные бизнес-контакты.
Добрые инвестиции
Проекты КСО премиум-класса могут стимулировать богатых людей к социальному инвестированию и помогать им грамотно реализовать свои благотворительные инициативы. Сегодня украинские банки не ведут активной работы в этом направлении, однако на Западе примеры для подражания уже есть.
VIP-подразделение швейцарского банка Credit Suisse сконцентрировалось на ответственном инвестировании. «Все больше и больше инвесторов учитывают вопросы устойчивого развития при принятии инвестиционных решений», отмечают в банке. Специалисты Credit Suisse помогают инвесторам выбрать проекты, которые отвечают ряду требований: финансовых, экологических, социальных. При этом клиентов предупреждают, что ответственное инвестирование может предполагать вложения в менее развитых странах, с повышенным риском и более низкой ликвидностью. Поэтому рекомендуют диверсифицировать портфель инвестиций, вкладывая в подобные активы меньшую долю средств.
Отдельное внимание за рубежом уделяют поддержке научно-исследовательских инициатив. К примеру, в Нидерландах банк ABN AMRO через свое направление private banking финансирует исследование социальной, экологической и образовательной филантропии. Ученые Центра социальных инвестиций Гейдельбергского университета не только делают вклад в развитие науки, но и разрабатывают прикладные методики. В банке считают, что поддержка проекта позволит сотрудникам ABN AMRO private banking лучше консультировать клиентов, которые нуждаются в финансовой экспертизе для создания своих благотворительных фондов и других социальных инвестиций.
Цена ответственности
Опрошенные «Капиталом» украинские банки, как правило, не представляют данных о бюджетах, которые выделяет бизнес private banking на проекты КСО. Частично это обусловлено отсутствием четкой дифференциации таких затрат между отдельными бизнес-линиями финучреждения. «Нельзя говорить, что спортивные мероприятия проходят под патронатом бизнес-линии private banking. Каждое мероприятие — это социальная ответственность компании в целом, а не отдела или управления», — подчеркнули в банке «Национальный кредит».
Однако данные отдельных финучреждений говорят о том, что доля КСО-бюджета private banking может составлять около 20 % общебанковских затрат на социальные проекты. По словам Елены Колосветовой, в 2013 году на благотворительные нужды ОТП Банк выделил порядка полумиллиона гривен. При этом бюджет спонсорских проектов, инициированных private banking и premium banking, составил около 100 тысяч гривен.