В отличие от многих западных стран, где облако хорошо вплетается в экономические процессы, позволяет изрядно сокращать затраты и увеличивать эффективность бизнесов, в Украине его готовы принять далеко не все. Дело в том, что у сотрудников наших компаний, как крупных, так и мелких, есть общая и часто сильно отличающаяся от западного мира особенность. Назовем ее особенностью менталитета.
Превратить данные украинских предприятий в хорошо структурированный полезный массив информации проблематично, так как наши люди привыкли их скрывать. Каждый старается «сидеть» на своем информационном потоке. Эксклюзив на его составляющие позволяет утаивать проколы или, наоборот, использовать их в качестве компромата на коллег, начальство, подчиненных. Информационные потоки, зацикленные на одной или нескольких личностях, позволяют «решать вопросы», зарабатывать миллионы на пустом месте по звонку нужным людям. Некоторые даже делают это своей специализацией. Жаль, что в украинских вузах такой кафедры нет. Была бы очень востребована.
Закрытое от посторонних глаз построение связей сообщества в бизнес-среде часто выгодно каждому его участнику в отдельности. У них могут развиваться симбиозы или отношения по типу «я не мешаю тебе, а ты не мешай мне». Только начальник смены, главный пекарь, на хлебзаводе знает, сколько батонов получится на выходе в партии, только водитель хлебовозки знает, сколько он их случайно не довез и почему, только приемщик товара знает, сколько булок списать в брак и сколько выставить хлебзаводу счет за неустойку, только главный охранник торгового зала супермаркета знает, сколько булок украли посетители, и только кладовщик знает, сколько хлеба почерствело.
Глобальный вопрос: готовы ли пекарь, водитель, приемщик, охранник и кладовщик делиться своей информацией? Очень вряд ли. Так как именно она пока позволяет прибавить заметный бонус к своей мизерной зарплате. Или просто работать халатно. Продолжим цепочку: только директор хлебзавода знает, сколько он сэкономил на оплате труда. Но сэкономил ли он в итоге? Если часть партии хлеба разворовывается на нужды коллектива или просто портится.
Сможет ли собственник хлебзавода установить на своем предприятии подобие облачной CRM-системы и точно знать, в какие дыры утекают его деньги? Сможет. Но только если директор хлебзавода не убедит его в том, что, мол, «Михалыч, тратить деньги на все эти американские безделушки — это все равно, что бросать деньги на ветер». Какая вероятность, что проворный украинский топ убедит акционеров: что‑то важно, а что‑то нет. Значительная. Но с каждым днем все меньше. А какая вероятность, что руководитель государственного ведомства убедит Кабмин, что ему не нужен электронный документооборот? Огромная. И стабильная. Потому и массивов данных в нашей стране пока мало. Облачные услуги подразумевают сиюминутный обмен информацией и общий доступ к массиву. В целом для бизнеса это большой плюс, но для подковерных схем — огромный минус.
Стас Юрасов,
редактор отдела «Технологии» деловой газеты «Капитал»