Украинский бизнес предпочитает публичные облака частным. Количество игроков на рынке публичных облаков растет.
В 2013 г. в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) было потрачено $ 3,4 млрд на построение облаков. При этом большая часть расходов (42 %) пришлась на инфраструктуру общего использования, так называемые публичные облака (Public Cloud). Частные облака, которые находятся под контролем заказчика и в пределах его брандмауэра (Private Cloud), съели еще около 38 % инвестиций. На частные облака, размещенные на хостинговых серверах (Hybrid Cloud), пришлось около 20 % затрат. Об этом свидетельствуют данные исследовательской компании IDC.
В Украине рынок облачных услуг только переходит в стадию активного роста, отмечают аналитики. Как и в случае с мировыми трендами, публичные облака более востребованны, что подтверждают результаты опроса, проведенного IDC среди украинских пользователей облаков в конце III квартала. Опрос показывает, что 39 % из них пользовались или планировали воспользоваться услугами внешнего провайдера облачных сервисов. На собственное облако рассчитывали 36 % опрошенных. И еще 25 % собирались использовать обе модели развертывания.
Облако на всех
Публичное облако обычно представляет собой некий вычислительный ресурс в дата-центре, используемый многими клиентами. На базе этого ресурса каждый из заказчиков может развертывать и выполнять произвольное программное обеспечение. Услуги публичного облака предоставляют большинство облачных провайдеров в Украине.
«На Public Cloud в Украине есть и спрос, и предложение», — констатирует начальник отдела по работе с крупными предприятиями компании «Киевстар» Василий Низовец.
Public Cloud не требует от клиента первичных капиталовложений, так как по сути он арендует ресурсы, а не покупает их или с нуля строит центр обработки данных (ЦОД). Именно поэтому такие услуги пользуются наибольшим спросом у физических лиц, компаний малого и среднего бизнеса. Так, решения IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как сервис) компаний Microsoft, MiroHost и HostPro популярны среди стартаперов. В числе облачных клиентов «Воли» можно встретить веб-разработчиков и разработчиков ПО, рекламные агентства и студии дизайна, системных интеграторов и реселлеров IT-услуг, рассказывает руководитель дата-центра компании «Воля» Ирина Стельмах.
В «Датагруп» отмечают, что в качестве заказчиков также выступают различные государственные организации. Зачастую они не обладают необходимым уровнем подготовки IТ-персонала, не имеют своего ЦОД, но нуждаются в услугах автоматизации типовых бизнес-процессов для работы с внешними и внутренними запросами. В таком случае организация получает услугу в удаленном ЦОД, где расположена информационная система, и система выполняет одну из функций организации — например работу с обращениями граждан или создание видеосовещаний с территориально удаленными подразделениями компаний. Внедрение таких систем стремительно растет и в области медицины.
Частное хранилище для корпораций
В отличие от публичного облака частное предполагает доступ к вычислительному ресурсу одной организацией. Оно может находиться как в дата-центре третьей стороны, так и на территории заказчика.
Постройка собственного ЦОД, необходимого для создания полноценного частного облака, обойдется на порядки дороже, чем использование публичного облака. При этом никто не даст гарантий, например, от незаконного вмешательства третьих лиц, рассказывает совладелец компании Uplink, предоставляющей услуги облачной инфраструктуры под брендом Tucha Владимир Мельник. «Поэтому в настоящее время мы наблюдаем сдержанный спрос на частные облака на территории Украины», — объясняет он.
Несмотря на определенные риски, частные облака имеют ряд преимуществ перед публичными. Например, они находятся под полным контролем компании-владельца, что удобно для крупных компаний. Но сегодня немногие компании могут себе позволить полноценное приватное облако, добавляет Стельмах. По ее словам, банковский и финансовый сектор — едва ли не единственные, в которых можно встретить полноценно реализованные проекты Private Cloud. «Крупный украинский бизнес уже сейчас активно использует облачные решения, и, безусловно, в ближайшей перспективе этот сегмент будет расширять присутствие своей инфраструктуры в Private Cloud», — говорит директор по развитию корпоративного сегмента «Укртелеком» Николай Давиденко. Сейчас ситуацию на рынке он характеризует как становление осведомленности о преимуществах этих сервисов среди профильных специалистов. Вслед за первопроходцами «Укртелеком» прогнозирует массовое использование облачных сервисов украинским бизнесом.
39% украинских компаний пользовались или планировали воспользоваться услугами внешнего провайдера облачных сервисов. На собственное облако рассчитывают 36% опрошенных, еще 25% планируют использовать обе модели развертывания
В перспективе заказчиками Private Cloud может быть не только крупный корпоративный бизнес, но и частные компании, а также государственные органы. Но чтобы вырос интерес к Private Cloud, необходимо прийти к этапу обширного использования Public Cloud, когда провайдеры не смогут восполнять все более сложные запросы клиентов с помощью стандартных средств, считает представитель «Киевстара».
Генеральный директор компании DeNovo Максим Агеев полагает, что одним из итогов 2013‑2014 гг. станут неудачи многих компаний, попытавшихся построить частные облака собственными силами. «На фоне этого негативного опыта потребители привыкают к работе с облачными операторами, а аренда облачных сервисов постепенно становится значимым сегментом украинского рынка ІТ», — говорит он.
Радужные перспективы
В целом и у частных, и у публичных облаков перспективы в Украине оптимистичные, убежден Агеев. «Спрос есть и растет с завидной динамикой. Рынок становится более зрелым, оставляя в прошлом досужие разговоры о безопасности и преимуществах традиционных инфраструктур», — заверил он.С этими выводами соглашается и Мельник: «Технология виртуализации уже прошла этап полного непонимания и даже отрицания (как бывает со всеми новыми концепциями) и теперь находится на стадии адаптации и настройки под нужды конкретных компаний».
По наблюдениям Стельмах, корпоративный сектор в Украине сейчас все чаще прибегает к гибридной модели развертывания облаков. Это когда у компании есть собственное облако, но она дублирует данные в облаке провайдера.
Как утверждают эксперты IDC, этот тренд получит дальнейшее развитие в мировых масштабах. «В долгосрочном плане IDC ожидает роста внедрений гибридных облачных сред. Гибридные облака позволяют клиентам оставлять конфиденциальные данные в пределах корпоративного периметра безопасности, одновременно сокращая затраты за счет использования публичных облачных сред», — отмечает старший аналитик IDC EMEA Мохаммед Хефни.
Сейчас существует несколько украинских предложений частных, публичных и гибридных облаков. Агеев напоминает, что в конце 2013 г. на облачный рынок Украины вышли компании «Воля» и «ЦОД Парковый». Также эксперт отмечает интерес к ним со стороны телеком-операторов, но речь еще не идет о полноценном бизнесе. Так, компания «Киевстар» занимается виртуализацией систем хранения данных и IaaS (индивидуальные проекты), а «Укртелеком» планирует выходить на рынок облачных услуг в обозримом будущем и даже рассчитывает на лидирующие позиции. «Более того, не стоит забывать о существенной конкуренции со стороны зарубежных игроков», — напоминает Стельмах. С украинскими компаниями, в частности, работают облачные провайдеры Восточной и Центральной Европы, добавляет Агеев. «Но кризис все же снизил готовность инвесторов внутри страны и за ее пределами к потенциальным облачным проектам», — констатирует он. Выход новых игроков эксперты прогнозируют уже в 2015 г.