Руководитель дата-центра ВОЛЯ Ирина Стельмах об интересе бизнеса к облакам и миграции за рубеж
— Как вы оцениваете рынок облаков в Украине, кто ваши клиенты и какие преимущества получают они, перенося свои ресурсы в облако? Какова доля облачных клиентов в общей массе дата-центра?
— В 2014 году рынок облачных сервисов оценивают в $ 8 млн (данные аналитической компании IDC). Несмотря на ситуацию в стране, рынок облачных сервисов показывает положительную динамику, увеличиваясь в среднем на 30 %. Наибольшей популярности услуга достигла в Киеве. Важно и то, что сегодня интерес к облачной инфраструктуре наблюдается не только у корпоративного сегмента рынка, но и у компаний SMB (Small and Middle Business), а это говорит о распространенности услуги.
Так, в числе наших облачных клиентов можно встретить веб-разработчиков и создателей ПО, рекламные агентства и студии дизайна, системных интеграторов и реселлеров IT-услуг. В основном это компании среднего бизнеса, которые интегрируют в облачную инфраструктуру свои IT-ресурсы. Таким образом они получают панель управления над IT-инфраструктурой с возможностью клонирования серверов, управления сетевой частью платформы, балансировкой нагрузок и т. д.
— Какие решения вы можете предложить, насколько они конкурентоспособны и могут ли клиенты протестировать инфраструктуру?
— Дата-центр ВОЛЯ предлагает услуги Public Cloud. В числе основных наших сервисов инфраструктура как сервис (IaaS) и услуга управляемого хранилища данных (Storage). Облачный сервис VoliaCloud создан на базе решения от VMware — лидера в сфере разработки программного обеспечения для виртуализации серверов. Благодаря использованию высокотехнологичного оборудования партнеров Cisco, NetАpp и EMC построен качественный продукт с максимально возможным объемом дополнительных возможностей в плане автоматизации инфраструктуры. Сегодня не только наши абоненты, но и потенциальные клиенты могут протестировать инфраструктуру нужной конфигурации с реальной нагрузкой, чтобы самостоятельно оценить, насколько возросла эффективность работы серверов.
— Что важно знать при выборе облачных сервисов, на что стоит обратить внимание при выборе провайдера?
— Ввиду активного продвижения облачных технологий на рынке Украины клиенту могут предложить облако зарубежного провайдера. И тогда нужно быть готовым к тому, что в этой схеме перепродажи зарубежных услуг запросы будут обрабатываться дольше, так как они изначально поступают украинскому провайдеру, с которым у клиента заключен договор. Далее они делегируются облачному провайдеру для выполнения запроса и только затем попадают к клиенту, не минуя поддержки все того же украинского провайдера. Подыскивая облако, клиенту нужно ознакомиться с договором и сопутствующими документами, узнать, где расположены ресурсы облака, и, возможно, встретиться с представителями провайдера. Только так можно узнать, в каком дата-центре развернуто облачное решение, и поинтересоваться его временем бесперебойной работы (uptime).
— Какие преимущества украинских провайдеров перед зарубежными, наблюдаете ли вы миграцию клиентов за границу?
— Несмотря на видимое отставание в развитии IT-индустрии Украины, в работе с отечественными провайдерами есть ряд важных преимуществ. Прежде всего, это пребывание в правовом украинском поле, что важно для местных предприятий. В рамках действующего украинского законодательства осуществляется оплата, не требуется соблюдения требований к ВЭД или оформления на физическое лицо. Русскоговорящая поддержка и административное обслуживание — тоже немаловажные факторы, зачастую упрощающие и ускоряющие взаимодействие клиента и провайдера. Компаниям, у которых критично важным фактором является канал передачи данных, работа с украинским трафиком предпочтительнее, и задержки в этом случае меньше, нежели при сотрудничестве с зарубежными дата-центрами. Что касается ценовой конкуренции, то и здесь все говорит в пользу украинских предложений. Если говорить о миграции, то к ней прибегают средние интернет-проекты, некоторые информационные порталы и компании с ресурсом в несколько серверов. Крупные же проекты, как правило, остаются в Украине. Причин миграции несколько: часто это нормативно-правовые риски, негативный имидж страны и нежелание хранить данные в Украине. Пик ухода за границу мы наблюдали в первом полугодии 2014 года. Сейчас ситуация стабильнее; можно сказать, все, кто хотел уехать, уже осуществили свои планы. Более того, некоторые из них уже заявили о желании вернуться.
— Какие направления, сервисы планируете развивать в будущем? Каковы ваши прогнозы развития облачных сервисов в Украине?
— В начале 2015 года дата-центр ВОЛЯ планирует расширить технологический стек ресурсного кластера. Сегодня эта услуга занимает по популярности второе место, после размещения оборудования (коллокейшн), сместив со второй позиции аренду серверов. Кроме того, мы наблюдаем миграцию существующих абонентов в облако; пока эта тенденция заметна слабо, однако многие абоненты охотно тестируют данную услугу и присматриваются к ней на будущее.
Помимо предоставления облачной инфраструктуры, мы смотрим в сторону готовых SaaS-решений для бизнеса. Сегодня мы уже можем предложить некоторые из них в облаке: бухгалтерию, СRM, видеоконференцсвязь и др. Это позволяет охватывать широкую целевую аудиторию, предлагая решение нескольких IT-задач одновременно.
Мы полагаем, что в 2015 году на рынке появится еще несколько облачных предложений. И поскольку конкуренция всегда благоприятствует повышению качества услуги, то мы, без сомнения, будем развиваться, предлагая пользователю множество возможностей и новые сервисы этого класса.
— Влияет ли кризис на осознание компаниями того, что за счет аутсорсингового облачного хранения данных они смогут сэкономить?
— Трудно представить бизнес без интернет-деятельности, а это неизбежно вызывает потребность в IT-аутсорсинге. Уход от капитальных затрат в операционные мы уже наблюдаем не один год, а с помощью облачной инфраструктуры можно решить целый ряд задач по модернизации и расширению IT-инфраструктуры.
Ошибочно полагать, что облачная инфраструктура дешевле, — она более эффективна (используются все ресурсы без потери производительности), гибко масштабируема (быстрое увеличение или уменьшение ресурсов в режиме онлайн), для нее характерна повышенная отказоустойчивость благодаря дублированию всех компонентов, что позволяет решать довольно широкий спектр задач.
Для клиентов, которые имеют в своем арсенале большой парк серверов, облако — это и единое управление IT-инфраструктурой, и простое создание образов серверов, и развертывание структуры с нуля. Новые же проекты видят в облаке возможности ухода от капитальных затрат и непрерывного развития своих IT-ресурсов.