Спецпроекти

Утечка мозгов и отток капитала

Куда уходят средства: Кроме утечки мозгов Украина испытывает отток капитала

Куда уходят средства: Кроме утечки мозгов Украина испытывает отток капитала

За последние два года в Украине полностью поменялась центральная власть – новый президент, новый парламент, новое правительство. Но ничего не изменилось в отношении государства к бизнесу. При отсутствии разрекламированных реформ и в условиях усилившегося административного давления на сферу предпринимательства, деловые люди пакуют чемоданы и уезжают из страны.

Приехали

Если и появились какие-то новшества, то они носят отрицательный заряд. Силовики, которые тайфуном прошлись по офисам IT-компаний, не только не нашли того, что искали в изъятых серверах и компьютерах, но и не получили никакого порицания от властей. Не считать же таким выражение озабоченности министром экономического развития Айвараса Абромавичусом в Twitter – 23 сентября он написал: «Многочисленные обыски в IT-компаниях вызывают настороженность. Только за этот месяц – более 5. Инвестклимат это точно не улучшает».

«При создании благополучного бизнес-климата количество рабочих мест в сфере IT может вырасти к 2020 до 180 000», - отмечает управляющий директор Ассоциации международных инвесторов UVCA, сооснователь ICT Competence Center Яника Мерило. Однако государственные органы вместо того, чтобы дать возможность развиваться отрасли экономики, ориентированной на экспорт, способствуют экспорту занятого в этой сфере персонала за рубеж.

Не добавляет оптимизма и нестабильная политическая ситуация, вызванная аннексией Крыма Российской Федерацией и оккупацией отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Не видит светлого будущего в Украине не только IT-рынок, потери которого в долларовом эквиваленте по итогам 2014 года оцениваются в 30-50%. Совладелец торговой сети Comfy Станислав Ронис заявил недавно в интервью: «Если у кого-то есть возможность инвестировать, он это делает не в Украине. Мы – не исключение. Наши зарубежные инвестиции гораздо большего объема, чем бизнес в Украине».

Смело можно сказать, что государство, выдвигая бизнесу обвинения в минимизации налогообложения, своими действиями минимизирует налоговые поступления отдельных компаний до нуля. Сообщения об обысках в офисах компаний соревнуются по частоте упоминаний с информацией о планах того или иного предприятия свернуть бизнес в Украине. Об уходе с украинского рынка и переезде сотрудников заграницу заявили, в частности, IT-компании Speed Flow из Харькова, 908 из Днепропетровска. По словам Мерило, «многие айтишники… уезжают не из-за большого желания, а из-за того, что создаются трудные условия и есть выбор уехать и переждать».

Глядя на заголовки новостей, резко обостряется естественное желание человека – искать в жизни лучшее. Глаза начинают искать рекламные объявления фирм, предоставляющих услуги по оформлению вида на жительство в спокойной стране.

Сказал же классик:

Мне в Париж, по делу, срочно!

Поехали

Впрочем, фраза Михаила Жванецкого принадлежит тому времени, когда передвижение по миру граждан бывшего СССР было ограничено. Тогда эмиграция была подобна смерти – шансов увидеться с человеком, покидающим страну, практически не было.

Сейчас – другое дело. Отъезд на постоянное место жительства в другую страну стал нормой и перестал считаться изменой родине. Но если первая волна эмиграции из Украины, в 90-е годы, носившая массовый характер, впечатляла количеством уехавших соотечественников, то сегодняшний исход превосходит ее по качеству.

Страну покидают тонкие умы и толстые кошельки. Это не «колбасная эмиграция», не бегство из страны по этническому признаку. Для одних это реализация в индивидуальном порядке обещания последних трех президентов Украины о безвизовом режиме со странами Европейского союза. Для других – возможность вывести их бизнес на новый уровень. В обоих случаях – это бизнес-эмиграция.

В сентябре текущего года Международный кадровый портал HeadHunter провел анализ резюме, размещенных на его сайте. Выяснилось, что 68% топ-менеджеров, работающих в Украине, готовы сменить страну проживания. В 2014 году готовых к переезду руководителей высшего звена было 54% -
пусть и меньше, но все равно много. Считай, каждый второй.

Массовый спрос, к тому же со стороны специалистов высоко оплачиваемой категории, вызвал предложение. Компаний, которые предоставляют консультации по бизнес-эмиграции и берут на себя юридическую часть вопросов, связанных с оформлением документов по получению вида на жительство за рубежом, становится все больше. Можно сказать, правительство создает новые рабочие места.

Из Украины уезжают не только те, кто могут позволить себе расходы по приобретению существующей компании (как условие быстрого оформления вида на жительство), но не намерены в дальнейшем заниматься предпринимательством. Уезжают также и для того, чтобы заниматься бизнесом по цивилизованным правилам и в условиях финансовой стабильности – для таких людей получение вида на жительство является не целью, а сопутствующим фактором.

 

Так, Вадим Т. (его мать и родители жены по-прежнему остаются в Донецке, поэтому он просит не называть его фамилии) еще в мае 2014 года, почувствовав, что все идет к оккупации Донецкой области, вместе с супругой и двумя детьми выехал в Германию. Здесь он приобрел готовую компанию и решился на открытие кафе – то есть, предпочел работать в известном ему направлении.

Вот что он говорит год спустя: «Теперь я уже сам могу раздавать всем советы, что делать и в какой последовательности. Потому что сам я поторопился, приобретая компанию, но не работающий бизнес. Если хочешь открыть кафе, бар, ресторан – любое заведение, в котором клиенты пьют и едят, нужно искать помещение, которое полностью оборудовано. Чтобы в нем были туалеты, вентиляция, специальная плитка на полу и т.п. – все, что требуется по германским законам. Дешевле заплатить за разрешения на торговлю чаем, кофе, пивом, крепким алкоголем, чем полностью оснащать полуподвал всем необходимым, как это пришлось делать мне. Что касается визитов пожарных и санитарной службы – пожарный инспектор заходил один раз за все это время, санслужба бывает регулярно. Но посмотрят, что все в порядке, улыбаются и уходят себе. Главное, чтоб порядок был – к тебе претензий не будет, вымогать взятки никто не станет. И еще: налоги, лицензии – все, что касается отчислений в бюджет, муниципальный или федеральный, не имеет значения. Если хотя бы один евро где-то недоплатил, утаил от финансамта, считай, что ты человека убил – спуска не дадут.
Но при этом ты не клянчишь у государства свои деньги, которые переплатил. Если мне партнеры оказали какие-то услуги, или я купил товары, и при этом заплатил НДС, в следующем месяце налоговая автоматически вернет мне все, что я переплатил, на счет моей компании. Вот так, Германия – не Украина».

Хотя перед Украиной стоят масштабные задачи модернизации во всех сферах экономики, а также возникла необходимость восстановления в кратчайшие сроки инфраструктуры, разрушенной в ходе боев на Донбассе, Кабинет министров не обнаруживает понимания стратегии развития страны.

«Однако, остается неясным, каким образом Украина сможет восстановиться, если огромное количество высококвалифицированных работников и ученых покинули страну», задается вопросом немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten. Создается впечатление, что за будущее нашей страны переживают кто угодно, кроме министров украинского правительства.

Президент hi-tech холдинга KM Core Евгений Уткин подсчитал, что начиная с 1991 года, потери человеческого капитала в странах бывшего СССР, включая Украину, составили $3 млрд. Впечатляющие цифры, если учесть, что в настоящее время Украина ожидает очередного транша от Международного валютного фонда в сумме $1,7 млрд. Получается, одной рукой украинское государство выталкивает из страны людей с мозгами и капиталами, инвестируя в экономики развитых стран, а другую руку протягивает за милостыню в виде очередного кредита.

 

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама