Пол Гринграсс вернул Тома Хэнкса в социально «важное» кино, а двукратный обладатель «Оскара» придал «Капитану Филлипсу» достоверности, сыграв своего фирменного простого американского героя.
Пола Гринграсса всегда зовут, когда нужно показать жесткий реализм на актуальную тему. После терактов 11 сентября в Америке никто не смел прикасаться к больной теме — пока английский режиссер между двумя фильмами об агенте Борне (ставшем Джеймсом Бондом XXI века) не снял «Потерянный рейс» о пассажирах врезавшегося в башню самолета. Из-за нервной манеры съемки и героя, пережившего амнезию, фильмы о Джейсоне Борне стали не только кассовыми хитами, но и олицетворением зыбкости и неустойчивости современной жизни, когда сегодня одно, а завтра другое. Аудитория откликнулась, и франшиза зажила отдельной от ее авторов жизнью.
Именно одно событие, меняющее жизнь обычного американского капитана, встающего утром и буднично разговаривающего с женой по дороге на работу, отделяет его повседневное существование от экстрима и героизма, к которому, конечно, никто никогда не готов. Фильм снят по автобиографической книге Ричарда Филлипса «Капитанский долг: сомалийские пираты, морские пехотинцы и опасные дни в море» и рассказывает историю о том, как автор в марте 2009 года вылетел из Вермонта в Африку, чтобы доставить на судне Maersk Alabama груз в две тысячи с половиной тонн в Кению. Недалеко от побережья Сомали команду начали преследовать пираты. Филлипс к их визиту был готов: начитавшись новостей о нападениях на другие суда, он объявил боевую тревогу и, когда началась погоня, спугнул одну пиратскую лодку. Команде второй лодки все же удалось попасть на борт, и тут начинается игра в кто кого перехитрит. Пираты — простые сомалийские ребята, хотят получить гораздо больше предлагаемой Филлипсом суммы в 30 тысяч долларов и начинают обыскивать корабль. Команда, поначалу не желающая совершать подвиги за небольшую зарплату, берет в заложники предводителя пиратов, но отпускает его слишком быстро, когда их босс еще находится на спускаемой на воду спасательной шлюпке. Так капитан Филлипс становится единственным заложником похитивших его людей, которые нервничают тем больше, чем ближе развязка — к ним уже запоздало плывет спасательный крейсер с «морскими котиками».
Конечно, в отличие от печального документального «Потерянного рейса», у «Капитана Филлипса», как положено в Голливуде, по всем фронтам счастливый финал, несмотря на все испытания по пути к нему. Автор книги, он же герой фильма, боялся только одного, что фильм с его именем в названии окажется плохим. Его опасения не оправдались, так что благословение самого капитана Филлипса получено. Картина с бюджетом 55 млн долларов собрала за полтора месяца только в прокате Америки более ста миллионов, и это отметает все жалобы на то, что нынешние зрители хотят смотреть только легкое развлекательное кино со спецэффектами. И, конечно, в этом большая заслуга Тома Хэнкса, который после двух «Оскаров» в середине 1990‑х за социально «важные» фильмы («Филадельфия» и «Форрест Гамп») долго получал первым лучшие сценарии в Голливуде, но в нулевых попал в карьерную яму не очень удачных картин или просто коммерческих поделок («Код да Винчи»). Хэнкс охотно заявляет, что обязан успехом своей внешности обычного человека и тому, что в нем нет ничего от образа героя боевика. И он прав — «Капитан Филлипс» с Харрисоном Фордом или Лиамом Нисоном получился бы обычным боевиком, а не «фильмом на «Оскар»».
«Капитан Филлипс»
Captain Phillips, США
Режиссер: Пол Гринграсс
В ролях: Том Хэнкс, Бархад Абди, Бархад Абдирахман, Кэтрин Кинер
Также в кинотеатрах с 5 декабря:
«Олдбой 2»
Oldboy, США
Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Джош Бролин, Элизабет Ольсен, Шарлто Копли, Сэмюэл Л. Джексон
Несмотря на цифру в названии, «Олдбой» — не сиквел, а довольно близко к оригиналу снятый римейк фильма корейца Пак Чхан Ука десятилетней давности. Только с измененными именами и местом действия. Отсидевший в одиночке 20 лет без суда и следствия Джо вдруг оказывается на воле и начинает искать своих обидчиков, чтобы в финале узнать правду, от которой жить не хочется.
«Мальчики, Гийом, к столу!»
Les garcons et Guillaume, a table! Франция, Бельгия
Режиссер: Гийом Гальенн
В ролях: Гийом Гальенн, Франсуаза Фабиан, Диана Крюгер, Андре Маркон
Автобиографический фильм французского комика Гальенна, который не только написал сценарий и снял эту киноленту, но и сыграл в ней сразу две роли — себя и своей матери. Собственно, весь сюжет картины можно свести к претензии Гальенна к маме, которая, сколько он себя помнит, никогда не считала его мужчиной (см. название).
«Паганини: Скрипач Дьявола»
Paganini: The Devil’s Violinist, Германия, Италия
Режиссер: Бернард Роуз
В ролях: Дэвид Гарретт, Кристиан Маккей, Джаред Харрис, Джоэли Ричардсон
Когда в начале XIX века у кого‑то что‑то получалось лучше других, его обвиняли в сговоре с дьяволом. Скрипач Никколо Паганини своей игрой на скрипке доводил публику до такого исступления, что это можно было объяснить только вмешательством нечистого. И, как показывает очередной байопик, в котором Паганини сыграл тоже скрипач Дэвид Гарретт, гению пришлось расплатиться за успех не только подозрениями в сатанизме, но и несчастливой личной жизнью.
«Темный мир: Равновесие»
Россия
Режиссер: Олег Асадулин
В ролях: Павел Прилучный, Валерия Ланская, Евгения Хиривская, Мария Пирогова
Продолжение российского подросткового мистического триллера (первая часть вышла в 2010‑м). События с участием провидцев, колдунов и злобных Теней разворачиваются на несколько непривычном для такой истории фоне постсоветского города — впрочем, «вылизанного» на постпродакшене до глянцевого блеска.