Відпочинок

фестиваль

Теплый поток

Теплый поток

Тихие, душевные и принципиально бесплатные концерты фестиваля новой музыки «Гольфстрим IV».

   Главный мотив, он же стратегия, «Гольфстрима IV» — вхождение, или как формулируют основатели фестиваля, отечественные композиторы Золтан Алмаши и Алексей Шмурак, известные также как замечательные виолончелист и пианист, «интервенция современной классической музыки на территорию другого контекста». Вот эти другие контексты: классическая музыка в аудиовизуальном пространстве (проект «Утопия», 10 декабря); классическая музыка как поле иронии (проект «Чепаев и тонкота», 13 декабря); классическая музыка во взаимодействии с научной фантастикой (проект «Искусственный фольклор», 15 декабря).

   Под классической музыкой тут понимаются опусы — от польки Михаила Глинки (1849) и «Песни без (добрых) слов» Чарльза Айвза (1909) до пьес, написанных буквально в последние полгода украинскими композиторами, в том числе совсем молодыми.

   «Утопия» представляет как раз украинцев — композиторов Любаву Сидоренко и самих Алмаши и Шмурака — последнего в дуэте «Блук» с электронщиком Олегом Шпудейко. Вдвоем они простраивают очень тонкие импровизации на рояле, компьютере и батареечном синтезаторе. Помимо уже знакомой киевлянам «Симфонии машин», пройдет «Проливной город» — развернутая метафора ливня-мегаполиса с реками-дорогами и молниями, пойманными в электросеть. Видео подготовила Марина Ивсен, умелица ювелирно монтировать кадры в завораживающем ритме. «Дождь» Любавы Сидоренко с видео Павла Черневого, наоборот, ловит мельчайшие капли впечатлений и полон таинственности. Музыка Алмаши «Жебье» с видео Анны Нарониной интегрирует «человеческий голос» (за него убедительно звучит виолончель) в «речь природы», тон которой в этом опусе задает запись жабьего хора — отчетливо радостного и отчетливо печального.

   В «Чепаеве и тонкоте» композиторы-затейники при участии российского коллеги Марка Булошникова исполнят два десятка иронических миниатюр, шарм которых такого свойства, что слушать их нужно, затаив дыхание. Здесь и упомянутая полька Глинки, и фортепианные «Три действительно хилые пьесы (для собаки)» Эрика Сати (1912), и всяческий новейший «изюм». В частности, безмятежный и ностальгический номер серьезнейшего москвича Сергея Загния «Не торопись, Чепаев» и несколько вещей в духе «Это был слон» и «Жил бобер» скромного барда наших дней Истерического Дога — Шмурака в отдельном, трикстерском амплуа.

   Проект «Искусственный фольклор» посвящен ни много ни мало гипотетической музыке. Пятеро украинских и российских композиторов придумали, обойдясь без академических музыкальных инструментов, показать предполагаемые обряды несуществующих традиционных культур. Тут они «выкликают звук» — основу жизни (концепция, если вслушаться, гораздо шире музыкальной; автор — Алиса Кобзарь), на два голоса тщетно припоминают песни из забытого прошлого какого‑то этноса (Шмурак), «беседуют» квартетом сконструированных гендерных типов (Анна Аркушина) и показывают, что двое — это один («Сам» Марка Булошникова). А напоследок в вещи «S» впятером исследуют, каким мог бы быть великий итальянский мадригал XVI века, если бы его прославленная звукоизобразительность касалась только одной, притом нисколечко не напевной фонемы.

   В отличие от привычных фестивалей — «исполнительских», «композиторских» или посвященных какому‑то музыкальному жанру, — «Гольфстрим» предъявляет струю нового отношения к искусству звука — теплого и животворного, как атлантический тезка, который, если быть точными, никакое не течение, а река внутри многоголосого океана.

Фестиваль новой музыки «Гольфстрим IV»
10 декабря, Киев, Гете-институт
13 и 15 декабря, Киев, зал Национального союза композиторов Украины

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама