Отцы немецкой (да и, в сущности, мировой) электроники Kraftwerk едут в Стокгольм, чтобы тряхнуть стариной в 3D-формате.
Кто такие Kraftwerk, современным меломанам сегодня уже, пожалуй, нужно объяснять. Немудрено: коллектив, некогда произведший революцию в электронной музыке и повлиявший на творчество массы коллективов от Depeche Mode до «Ногу свело!», пребывает в бессрочном отпуске столь долго, что говорят о нем теперь по большей части в прошедшем времени.
После 1986 года был выпущен всего один альбом с новыми песнями (Tour de France Soundtracks, вышедший в 2003‑м), и наступила новая пауза. По меркам музыкальной индустрии — настоящее хамство.
Кому‑нибудь другому такое с рук вряд ли бы сошло, но вклад Kraftwerk в современную музыку слишком велик, чтобы так просто отвадить преданных фанатов, которые и сегодня с трепетом следят за любыми новостями, связанными с дюссельдорфской четверкой.
Чем замечательна «Электростанция» (так по‑русски звучит название коллектива) помимо заезженного на ТВ клипа с роботами, жужжащими: «Ja tvoi sluga, ja tvoi Rabotnik»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отмотать время к началу 1970‑х, когда на рок- и поп-сцене стали появляться первые синтезаторы.
Электронной музыки как направления еще не существовало, и двое немецких студентов, Ральф Хюттер и Флориан Шнайдер, часами баловавшиеся в клубах и арт-галереях с электроорганом, скрипкой и флейтой под творческой вывеской «Organisation», вряд ли понимали, в какую сторону их несет.
От хэппенингов-импровизаций с разнообразными примочками они быстро перешли к работе в студии, где с сессионными музыкантами записали альбом «Tone Float», после чего группа распалась, чтобы тут же возродиться в другом качестве.
Появилась «Kraftwerk» — а с ней и великое множество пионерских придумок, которыми музыканты не уставали потрясать публику с 1970 по 1986 год. Посвящая свои пластинки автомобилям, роботам и персональным компьютерам, они походя придумали эмбиент (альбом «Kraftwerk 2»), индастриал («Trans Europe Express») и электропоп («Autobahn»).
Расширив состав до квартета за счет своих давних знакомых Вольфганга Флюра и Карла Бартоса, Kraftwerk со временем полностью отказались от живых инструментов в пользу синтезаторных партий и сэмплов.
В дело пошли самодельные электронные барабанные установки, искусственно смоделированные или пропущенные сквозь вокодер голоса, неоновые спецэффекты на живых выступлениях, а альбомы стали выпускаться в двух вариантах — на немецком и английском языках.
В начале 1980‑х, сделав свою дюссельдорфскую студию Kling Klang Produkt передвижной, музыканты получили возможность исполнять треки вживую и мотались по планете с тоннами оборудования, играя помимо прочего на игрушечных инструментах и микрокалькуляторах, к которым во время концертов позволялось припасть даже некоторым счастливым зрителям.
Параллельно с развитием технологий менялся визуальный имидж группы: в 1970‑е музыканты носили одинаковые костюмы и прически, потом на сцену вместо них стали выставляться манекены, далее — радиоуправляемые роботы, а на обложке их первого CD-альбома «Electric Cafe» (1986) лица членов группы уже были смоделированы трехмерным способом.
Далее наступило затишье. Словно мавр, сделавший свое дело, в следующие три десятилетия «Kraftwerk» давали о себе знать только мировыми турне (благо их изящная минималистическая музыка по‑прежнему звучит свежо и футуристично) и редкими выступлениями на фестивалях, переизданиями старых альбомов, сборником ремиксов, парой концертиков и одной свежей пластинкой, выросшей из сингла 1983 года.
В огромной студии на колесах, напоминающей лабораторию NASA, больше нет нужды — в новом тысячелетии музыканты исполняют свои треки на четырех ноутбуках, а сам состав коллектива почти полностью сменился (Шлюр и Бартос покинули группу еще в конце 1980‑х, Шнайдер — в 2008‑м), но «Kraftwerk» по‑прежнему остается квартетом, и Хюттер, единственный оставшийся из старой гвардии, уже второй год грозится выпустить новую пластинку.
Живые выступления по сей день остаются сильной стороной «Электростанции», продолжающей осваивать новые технологии. В стокгольмском концерт-холле Cirkus немецкий коллектив будет выступать три дня подряд (с 21 по 23 января) с шоу «3D Concert», разминая шарниры перед намеченным на весну новым tour du monde. Фанатам, проспавшим единственный киевский концерт группы в 2008‑м, в этот раз долго раздумывать не рекомендуется.
Kraftwerk, «3D Concert» Стокгольм, 21, 22, 23 января