Владелец одной из крупнейших коллекций антикварных открыток в Украине Геннадий Киркевич о самой дорогой из существующих
в Киеве открыток, фотографиях Гойко Митича и о том, как перехитрить французских коллекционеров.
Коллекционирование открыток более демократичное увлечение, чем, к примеру, коллекционирование живописи или автомобилей.
Обычная открытка начала XX века стоит от 5 до 20 гривен, более редкие экземпляры дороже — от 100 гривен, но и их может приобрести даже ребенок, спев родственникам колядку на Рождество.
Другой вопрос: какое количество экземпляров считать коллекцией? Первая сотня открыток по выбранной тематике — коллекция или только ее начало? Есть люди, которые, собрав 100‑200 открыток начала ХХ века с фотографиями в стиле ню, считают себя коллекционерами, а есть другие: они расстраиваются из‑за нехватки пары открыток в 10‑тысячной коллекции. И вот тут следует сказать несколько слов о так называемых любителях больших чисел.
При наличии средств и популярности среди издателей открыток выбранной вами тематики (например, тех же открыток с фотографиями в стиле ню или с панорамными видами городов) экспонаты для коллекции можно покупать килограммами, ящиками или вообще умножать свое собрание, скупая коллекции других.
Кстати, так иногда и поступают коллекционеры видовых открыток Киева — приобретают их целыми ящиками.Если вы решите коллекционировать открытки дореволюционной эпохи, то полноценным будет считаться собрание именно всех напечатанных открыток, а до 1917 года их было выпущено более 3000.
И пусть эта цифра вас не пугает: для страстных филокартистов (коллекционеров, собирающих открытки) 3000 экземпляров — практически ничего. К примеру, в моей коллекции около 100 тысяч открыток. Я не ограничиваю себя одной темой, ищу раритеты, обращаюсь к хорошим реставраторам и помогаю другим филокартистам формировать коллекцию.
Как и многих, меня увлекло это хобби в детстве. Тогда меня интересовали открытки с лошадьми и индейцами — Гойко Митичем и другими актерами, снимавшимися в немецких вестернах. Часть открыток дарил папа, часть присылали девочки из ГДР: я переписывался с ними из корыстных соображений. В конце 1990‑х меня заинтересовали рождественские и новогодние открытки конца XIX — начала XX веков.
В те времена поздравительные открытки издавались гораздо меньшим тиражом. Дело в том, что тогда производством открыток заведовали в основном немцы и австрийцы. И только в начале XX столетия, когда революционные волнения заставили многих иностранцев эмигрировать, наши открытки стали по‑настоящему отечественными.
Причем существенно ухудшилось качество печати и бумаги. Логично было бы предположить, что эти открытки должны стоить дешевле. Но привычная логика в этом случае не работает: открыток того времени осталось очень мало. После революции люди уничтожали хранившиеся у них поздравительные открытки, пестревшие компрометирующими подписями вроде «Ваше благородие».
А начиналось все вообще с рождественских открыток. Считается, что прототипом современной открытки являются карточки Кольмана — 10 гравюрок 1843 года с изображениями девочек, ангелов, елочек и ягнят, которые семья Кольман разослала своим родственникам в качестве пригласительных на рождественский ужин. Несмотря на скромный тираж, большинство этих открыток уцелело: они находятся в частных коллекция и музеях.
На Западе, в странах Европы и в Америке, филокартия традиционно популярное занятие. Там есть множество музеев и почти в каждом городе издаются каталоги открыток с красивыми видами. Цены на открытки стабильны и зависят в основном от качества и их типа. Так, распространенная видовая открытка Зальцбурга стоит € 2‑3. Открытку с фотографией какого‑то события — например, приезд августейшей особы или забастовка рыбаков — можно приобрести за € 5 и более.
А вот в странах бывшего СССР цена открытки формируется совершенно иначе: она определяется спросом. К примеру, два предпринимателя внезапно увлеклись коллекционированием открыток с видами родного города и поначалу идут ноздря в ноздрю, скупая сотни стандартных карточек. Естественно, цены начинают расти. Через полгода открытки, которые были доступны, уже собраны, и дилеры занимаются поиском для этих коллекционеров раритетных экземпляров.
Открытки с видом города продолжают оставаться дорогими. Еще через пару месяцев оба предпринимателя в надежде выкупить самые редкие виды участвуют в «аукционе на двоих». На таких торгах цены нередко поднимаются до $ 1000‑1500 за экземпляр.
По прошествии еще нескольких месяцев такие филокартисты обычно теряют интерес к своим коллекциям, и цены возвращаются к прежним показателям.Вообще тема цен на открытки окутана огромным количеством мифов. К примеру, совершенно не соответствует реальности миф о том, что можно на бабушкином чердаке найти запыленную открытку, продав которую станешь миллионером. Самая дорогая из существующих в Киеве открыток стоит около $ 8000.
По сути, это просто карандашный рисунок Шишкина, существующий в одном экземпляре. То, что вы разбогатеете, обнаружив на чердаке чемодан с открытками, тоже миф.
Редкие открытки — на то и редкие, что встречаются нечасто. На моей памяти был единственный случай, когда чемоданы на чердаке хранили сокровища: одна бабушка собирала открытки более 70 лет и в ее коллекции действительно водились редчайшие экземпляры.
Пожалуй, единственный миф, который развенчать не удастся, — то, что для создания серьезной коллекции нужны серьезные средства.
Но случается, что даже недорогие карточки могут доставить филокартисту огромное удовольствие. Невысокая стоимость такого экземпляра уравновешивается азартом, который испытываешь, глядя на неизвестную открытку. Когда понимаешь, что случая приобрести такую открытку может больше никогда не представиться, рука автоматически тянется к кошельку.
В такие моменты просто отказывают тормоза. Однажды в парижском антикварном магазинчике у меня закончились деньги, и я спрятал самые интересные открытки среди других экспонатов в надежде, что до моего следующего приезда их никто не найдет. И мне повезло! Я вернулся через несколько месяцев, достал открытки из тайника и выкупил.
Так, кстати, часто бывает у филокартистов. Думаю, объяснение простое: тому, кто сильно увлечен, часто везет. И это правило касается не только коллекционирования открыток.