До 10 февраля в Малой галерее «Мистецького Арсеналу» можно будет посмотреть на райские кущи подольских дворов и живописные интерьеры израильских забегаловок и автомастерских, какими их видит известный фотограф Игорь Чурсин.
Обычно Малая галерея показывает проекты молодых, зачастую еще никому не известных художников, служа своего рода экспериментальной лабораторией под боком у своего солидного старшего брата — самого «Мистецького Арсеналу». В этот раз традиция будет нарушена. 23 января здесь открывается выставка Игоря Чурсина — фотографа, в киевских кругах известного, хотя и не часто балующего столицу новыми проектами.
Игорь Чурсин принадлежит к харьковским фотографам, которые вышли на сцену в 1990‑е. Это поколение грелось в лучах славы феномена «харьковской школы фотографии», самым знаменитым представителем которой стал достигший мирового признания Борис Михайлов, но оно же и мерзло в его тени. Кроме того, оно уже успело испытать на себе все соблазны и возможности коммерческой студийной фотографии, что, конечно, не могло не повлиять на технику и стиль. В этом смысле Чурсин, наверное, самый типичный и симптоматичный представитель своего поколения — его имя чаще можно встретить в «титрах» рекламных проектов, чем в списках участников выставок современного искусства или фотографии. Тем не менее фотограф уверяет, что творчеством занимается постоянно, просто редко выносит его на суд публики.
Название проекта «Workcamera» отсылает и к названию фотостудии Чурсина, и к его творческому кредо-никнейму, и к его художественной стратегии в принципе. Камера в руках фотографа — это постоянно работающий инструмент, посредством которого он взаимодействует с миром —не только видит окружающую реальность, но и преломляет, трактует и трансформирует ее.
В рамках проекта «Workcamera» будет представлено два свежих проекта Чурсина — «Кущи Подола» и «Workcamera с народом». Первый, снятый в Киеве, — постановочный, сюжетный, даже аллегорический. Автор выступает в роли змея-искусителя, предлагающего невинным обывателям различные вещества и инструменты для изменения и расширения сознания, пусть и не в райских, но вполне живописных декорациях подольских дворов.
Второй проект, реализованный в Израиле, на первый взгляд, претендует на большую документальность и спонтанность: фотограф фиксирует себя в антураже различных заведений, клиентом которых он выступает в обычной жизни — парикмахерской, бара, мастерской. Впрочем, и здесь, несмотря на «непринужденность» и «жизненность» зафиксированных на слайдах ситуаций — Чурсин выпивает в баре, ассистирует мастеру в ремонтной мастерской, стрижется в парикмахерской, — закалка рекламного фотографа дает о себе знать. Она чувствуется и в демонстративности поз героев, и в богатой, вкусной фактуре деталей окружающих интерьеров, да и в самом выборе мест для съемок — все заведения отличаются уникальным, неведомым у нас колоритом.
Киев, Малая галерея «Мистецького Арсеналу»
24 января — 10 февраля