Концерт меланхоличного питерского хип-хопера Алексея Assai со товарищи в честь альбома «Все хиты: Jazz version».
Алексей Assai Косов, которого мы узнали по совместному с Фьюзом треку «Нежность» к фильму «Питер FM» (2006), проповедует невозмутимость, а изъясняется длинными изломанными метафорами о болезненном, зыбком и ускользающем, имя которому любовь. Так и крутятся в плей-листах его акварельные песни из альбомов «Другие берега», «Фаталист» (с живым бэндом), «ОМ» и «Девственность».
Фирменному речитативу Assai любят подпевать, то есть проговаривать вместе: «Судьбу ломают женщины, которых ты хочешь. Закрой глаза и попробуй, ради бога, все не испортить». Косову оставляют благодарности «за то, что с тобой можно порыдать». Еще бы: «Я верен тебе и тебе принадлежу, я с тобой, родная, я тобой дышу».
«Черный ветер». «Муза». «Южные сны». «Вальс». Пятнадцать любимых народом от Калининграда до Алматы и Новосибирска песен в прошлом году обзавелись ювелирно сработанным аккомпанементом в манере smooth jazz, в связи с чем в ноябре в Москве и Санкт-Петербурге прошла презентация альбома «Всех хиты: Jazz version». Для этих концертов «Ассаи Jazz Band» переоделся в отутюженные костюмы с галстуками-бабочками и переместился из клубов в респектабельные театральные залы с мягкими креслами.
Assai делает категоричные заявления. О ноябрьских концертах — что они «последняя возможность услышать альбом вживую», однако вот он — тур по четырем столицам: Москва, Киев, Минск, СПб. О выступлении в Киеве — «Всем подготовиться и быть на стиле». Не каждый музыкант так требователен к своим поклонникам.
Те из них, кто успел послушать джазовые версии хитов Assai живьем, услышали «винтажный» голос изможденного бесконечной текстовой начиткой обладателя изможденного лица с тонкими чертами, не очень сочетающийся с живым, теплым, расслабленным инструменталом «от лучших джазовых музыкантов Санкт-Петербурга». Это по меньшей мере интригует. Особенно в сравнении с записями, обнародованными в интернете: в них этот джаз, ненавязчиво прогуливающийся между свингом и би-бопом, вообще слышен плохо — его давит текст, по слогам обрывистый: «Я искал тебя, где только мог. Но счастье не-у-ло-ви-мо».
А хотелось бы, наоборот, уловить все сокровища, которые джазисты вложили в песни вроде процитированного «Счастья», покоящегося на двух аккордах шопеновского похоронного марша. Счастлив тот, кто может насытить свои речовки таким неназойливым хитросплетением тонких подголосков.
Вздумаете «подготовиться и быть на стиле» — посмотрите виртуозно смонтированное видео с отчетом о концерте в Московском ЦДХ. Тут безупречно отснятые моменты саундчека, проходка персонажа со стаканом воды по светлой столовке с офисными стульями, за сценой — утюг, замерший подле элегантно-небрежного пиджака, одежная щетка, минералка.
Звучит реплика о невыбривании бороды, барабанщик Егор Крюковских из The Jazz Classic Trio, закрыв рот ладонью, издает крик шимпанзе, из‑за гигантского тусклого раструба баритон-саксофона (в руках Сержа Богданова, создателя Jazz Philarmonic Orchestra) выглядывают труба и трубач (зря его имя нигде не объявлено) — у него как раз виртуозное соло. Стоит запомнить, что пианиста зовут Андрей Зимовец, контрабасиста — Николай Затолочный, а гитариста — Илья Луштак (сейчас он работает в American Classic Band в Нью-Йорке).
Вернемся к игре словами, которую рафинированный текстовик Assai предъявляет вместе со своей размеренной, сдержанной манерой начитки. В музыке эта манера, как и темп всех треков Assai, называется словом moderato. А само сценическое имя Алексея Косова переводится как «очень». Moderato Assai — очень усредненно. Так бывает и от многолетней привычки, и вследствие странноватого эксперимента, как этот с джазом, но еще — на пути большой трансформации, незадолго до мощного сдвига.
Киев, Малая опера
2 февраля, 21:00