Как история жизни афериста Джордана Белфорта сделала Мартина Скорсезе самым молодым из режиссеров за 70 и заставила нас снова полюбить Леонардо Ди Каприо. Один из лучших фильмов года «Волк с Уолл-стрит» выходит на экраны.
Давайте честно, каждый раз, когда мы слышим об очередном проекте Мартина Скорсезе с неизменным Леонардо Ди Каприо в главной роли, мы боимся, что получится не «Авиатор» или «Отступники», а «Банды Нью-Йорка» или «Остров проклятых». Ди Каприо столько уже раз переиграл реально живших людей с интересной судьбой (в «Авиаторе», «Поймай меня, если сможешь», «Дж. Эдгаре»), что кажется, будто все мы это уже видели. Но когда при просмотре вспоминаешь, что прошло уже два с половиной часа, впереди еще 30 минут, а ты не хочешь, чтобы фильм заканчивался, это дорогого стоит.
В Ди Каприо в его почти 40 лет как ни в каком другом актере сохранилось что‑то мальчишеское. Это позволяет ему в начале фильма сыграть своего героя, начинающего брокера Джордана Белфорта, 22‑летнего подающего надежды парня, пришедшего на Уолл-стрит, чтобы начать карьеру с низов. После кризиса конца 80‑х Белфорт остается не у дел, но находит работу в жуткой конторке, впаривающей дуракам дешевые акции с 50‑процентной комиссией.
Так начинается взлет гениального продавца — к 26 годам он лично заработал около 50 миллионов, и, как это было до него и после тысячи раз, деньги полностью сорвали ему башню. Белфорт начинает устраивать оргии прямо в офисе и нюхать кокаин килограммами, разводится с женой-брюнеткой и женится на идеальной блондинке, которой покупает дом и яхту.
Скорсезе показывает потребительское безумие меркантильных 80‑х с тем же упоением, что и Нью-Йорк 70‑х в «Таксисте» или Калифорнию 40‑х в «Авиаторе», не забывая напоминать, что по‑своему искренне восхищается своим антигероем. Потому что у кого‑то есть талант к пению, у кого‑то — к писательству, а у Белфорта — к зарабатыванию денег, и его талант ничем не хуже остальных.
Скорсезе снимает так, будто Ди Каприо наконец, после стольких лет совместной работы, познакомил его с друзьями своей загульной молодости. Кажется, перед нами не убеленный сединами классик, а Пол Томас Андерсон времен «Ночей в стиле буги». Сцены насилия (подвешенный за ноги дворецкий, из‑за которого пропали из дома деньги и драгоценности) чередуются со сценами садо-мазо секса (Ди Каприо с горящей свечой в заднем проходе) и кокаинового распада (герой нюхает порошок со всех частей тела проституток). Но погубили Белфорта не наркотики (хотя и они в какой‑то мере), а незаконные махинации, что, видимо, и привлекло давнего поклонника криминальных сюжетов Скорсезе — было бы скучно, если бы герой тупо умер от передоза.
Режиссер выхватывает козырные карты из рукава и заставляет их работать на протяжении всего фильма. Режиссер Роб Райнер играет самодура-папашу, приглашенная из Англии Джоанна Ламли, Патси из сериала Absolutely Fabulous, — тетю жены, с помощью которой можно перевести наличные в швейцарский банк, еще полдюжины любимых актеров — в небольших, но очень точно подобранных ролях. Это Жан Дюжарден (скользкий банкир), Мэттью Макконахи (одуревший от денег ментор-брокер), режиссер Спайк Джонз (брокер без таланта) и другие. Действие и предметы прыгают и скачут так, что предыдущий фильм с Ди Каприо — «Великий Гэтсби» — кажется старомодной драмой тридцатилетней давности.
Зрители «Волка» разделились на два лагеря: в первом его считают гениальным, во втором — безвкусным и вульгарным. Но таким и должен быть фильм о 80‑х годах, о быстром взлете и неизбежном падении, о том, что слишком хорошее долго длиться не может, хотя в случае с «Волком с Уолл-стрит» «долго» и «хорошо» совпали полностью.
«Волк с Уолл-стрит»
The Wolf of Wall Street
США
Режиссер: Мартин Скорсезе. В ролях: Леонардо Ди Каприо, Джона Хилл, Марго Робби, Кайл Чендлер
ТАКЖЕ В КИНОТЕАТРАХ С 13 ФЕВРАЛЯ
«Робокоп»
RoboCop
США
Режиссер: Жозе Падилья. В ролях: Джоел Киннамэн, Гари Олдмен, Эбби Корниш, Майкл Китон
Ремейк одноименной антиутопии, снятой в 1987 году Полом Верхувеном. В Америке будущего идет общенациональная дискуссия, не заменить ли полицейских роботами, которые никогда не ошибаются и не подвержены человеческому фактору. Чтобы переманить общественное мнение на свою сторону, хозяин корпорации по производству роботов дает вторую жизнь пострадавшему при взрыве копу, сделав его машиной с человеческим сознанием.
«Афера по‑американски»
American Hustle
США
Режиссер: Дэвид О. Расселл. В ролях: Кристиан Бэйл, Эми Адамс, Брэдли Купер, Дженнифер Лоуренс
Один из главных претендентов на «Оскар» за 2013 год, стилизованная криминальная драма о мошеннике (Кристиан Бэйл) и его сообщнице (Эми Адамс), втянутых в конце 1970‑х агентом ФБР (Брэдли Купер) в политическую аферу с участием мэра Нью-Джерси (Джереми Реннер) и мафии.
«Зимняя фантазия»
Winter’s Tale
США
Режиссер: Акива Голдсман. В ролях: Колин Фаррелл, Дженнифер Коннелли, Джессика Браун, Финдли, Рассел Кроу
Мелодрама с путешествиями во времени, снятая дебютировавшим в режиссуре знаменитым сценаристом Акивой Голдманом («Оскар» за сценарий «Игр разума») по роману Марка Хелприна. Ирландский вор (Колин Фаррелл) проникает в дом и влюбляется в юную богатую наследницу. Обнаружив в себе способность путешествовать во времени, он отправляется в будущее, чтобы спасти ее от смерти.
«Нимфоманка.
Фильм первый»
Nymphomaniac
Дания, Германия, Франция, Бельгия, Великобритания
Режиссер: Ларс фон Триер. В ролях: Шарлотта Генсбур, Стеллан Скарсгард, Кристиан Слейтер, Ума Турман
Найденная в полубессознательном состоянии на улице женщина рассказывает спасителю историю своей жизни с 15 лет, когда она открыла для себя секс. В отличие от рекламной кампании, обещающей сексуальные сцены со звездами Умой Турман, Конни Нильсен и Кристианом Слейтером, первая часть фильма Ларса фон Триера оказалась историей сексуальных приключений героини Шарлотты Генсбур в молодости, сыгранной актрисой Стейси Мартин.