В своем последнем фильме автор «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптации» обратился к теме любви в эпоху новых технологий и подтвердил старый вывод, что любое идеальное чувство не выдерживает испытания реальностью.
Спайк Джонз снимает редко — со времени выхода его предыдущего полнометражного фильма «Там, где живут чудовища» прошло почти пять лет, и это обидно, потому что Джонз — один из немногих режиссеров, которого интересует состояние человека здесь и сейчас. Это особенно заметно в год, когда большинство лучших фильмов, номинированных на «Оскар» — «12 лет рабства», «Волк с Уолл-стрит», «Афера по‑американски» — обращены в давнюю, или не очень, американскую историю, а действие других — «Гравитация», «Капитан Филлипс» — происходит в космосе или у берегов далекого Сомали.
«Она» рассказывает историю отношений одинокого писателя Теодора (Хоакин Феникс) с операционной системой по имени Саманта, которую озвучивает Скарлетт Йоханссон. Конечно, нельзя сказать, что это проблема, которой страдает большинство нынешнего городского населения, живущего с пальцем на кнопке. Но, хотя сюжет и доведен до абсурда, Джонз с его помощью комментирует состояние, в котором благодаря зависимости от технологий оказался современный мужчина, или, если хотите, просто человек — здесь даже пол не очень важен, а уровень инфантилизма и эгоизма, к которому мы неизбежно и не осознавая того приходим.
В фильме Джонза вообще очень мало «реальности». Даже работа Теодора связана с подменой и обманом: он зарабатывает деньги сочинением заказных душещипательных писем, созданием у людей иллюзий, что кто‑то думает о них днем и вечером. Всего лет 20 назад он был бы, наверное, неплохим «настоящим» писателем, но теперь стабильная зарплата позволяет ему тратить время не на сочинительство, а на компьютерные игры и порно.
Теодор развелся в женой (Руни Мара), с которой познакомился чуть ли не в детстве, и все у них было хорошо, пока ей не надоело жить с эгоистом, который даже в выражении чувств умудряется преследовать ту или иную маленькую себялюбивую выгоду. Мир разведенного мужчины постепенно заполняется искусственным разумом, и Теодор скачивает оперативную систему с сексуальным голосом, быстро разобравшуюся с его делами за него и перешедшую на более игривое общение.
Первое время Теодор все же пытается решить проблему одиночества и отсутствия секса старомодно, отправляясь на свидание с симпатичной девушкой (Оливия Уайлд). Но после нескольких бокалов свидание заканчивается пьяной ссорой, и разуверившийся в настоящих женщинах Теодор признается Саманте в любви.
Конечно, сюжет этого фильма не тянет на два часа — другой режиссер уложил бы все действие в 20 минут. Джонз же подробно препарирует своего героя и с симпатией, и с отстранением. С одной стороны, Теодор, пытающийся понять, что с ним не так и почему он несчастлив, подкупающе симпатичен. С другой, Джонз выпячивает его инфантилизм, показывая, что мужчина может быть, хотя бы на время, доволен своей связью с неодушевленным существом, у которого нет даже тела, потому что эта «приобретенная», а не начавшаяся естественно связь ему удобна: в отличие от настоящей женщины, Саманта не спорит, ее функция — сделать жизнь Теодора максимально комфортной. И Джонз, показав, насколько легко современный человек попадает в ловушку зависимости от технологий вплоть до полной неспособности разделить реальность от виртуальности, тут же демонстрирует невозможность таких отношений, потому что человек как несовершенное существо хочет полного обладания, а оно не может длиться долго, даже если речь идет об обладании машинами.
«Она»
Her
США
Режиссер — Спайк Джонз. В ролях: Хоакин Феникс, Эми Адамс, Руни Мара, Оливия Уайлд
Также в кинотеатрах с 27 февраля:
«Влюбиться до смерти»
The Necessary Death of Charlie Countryman
США, Румыния
Режиссер — Фредрик Бонд. В ролях: Шайя ЛаБаф, Ивэн Рэйчел Вуд, Мадс Миккельсен, Руперт Гринт
Чарли является покойная мать, которая неожиданно призывает его ехать в Румынию. Послушный сын летит в Бухарест, знакомится с симпатичной попутчицей Габи и влюбляется в нее с первого взгляда. Есть одна проблема — до него девушка встречалась с румынским гангстером, который не хочет становиться бывшим. Ужасы о криминальной Восточной Европе, где не ценится человеческая жизнь, для западных зрителей.
«Lego фильм»
The Lego Movie
США, Австралия, Дания
Режиссеры: Фил Лорд, Кристофер Миллер. Роли озвучивают: Уилл Арнетт, Элизабет Бэнкс, Морган Фримен, Уилл Феррелл
Лего-фигурка, возомнившая себя персонажем из элитного набора, идет вместе с Бэтменом, Авраамом Линкольном и Зеленым Фонарем бороться с лего-диктатором, который хочет склеить вместе всю Вселенную.
«Филомена»
Philomena
Великобритания, США, Франция
Режиссер — Стивен Фрирз. В ролях: Джуди Денч, Стив Куган, Софи Кеннеди Кларк, Мер Уиннингем
Драма о пожилой ирландке, у которой в середине прошлого века отняли маленького сына. Прошли десятилетия, и британский журналист Мартин Сиксмит хочет помочь Филомене найти повзрослевшего ребенка. След ведет в Америку, куда Сиксмит отправляется с героиней своего материала. Из драмы о женской трагедии фильм превращается в роуд-муви об отношениях людей с противоположными взглядами на жизнь.
«Академия вампиров»
Vampire Academy
США, Великобритания, Румыния
Режиссер — Марк Уотерс, В ролях: Зои Дейч, Данила Козловский, Гэбриел Бирн, Ольга Куриленко
Дампирша (наполовину — вампир, наполовину — человек) Роуз, питающаяся только донорской кровью, должна защитить учебное заведение от кровожадных и бессмертных настоящих вампиров. Смешение хоррора со школьной драмой на волне успеха саги «Сумерки».