В Украине пройдут концерты главного виртуоза-гитариста планеты в честь его альбома All Your Life, где собраны интерпретации четырнадцати песен The Beatles.
Фраза «All your life» могла бы исчерпывающе ответить на вопросы к Элу ди Меоле: сколько нужно учиться игре на гитаре, чтобы делать это так изощренно и энергично? Надолго ли хватает вам изначального, еще детского, восторга от чьего‑то творчества? Как давно вы любите The Beatles?
«All your life» — слова из песни «Blackbird», похожей на тихий, сугубо для личного пользования, гимн малютке-жизни. Поводом к этому персональному высказыванию Пола Маккартни (кроме его вокала и акустической гитары, в песне лишь мелодично щебечет черный дрозд), вошедшему в «Белый альбом» The Beatles 1968 года, послужили общественные события в Америке. А музыкальным зерном — Аллеманда Баха из ми-минорной сюиты для лютни, которую разучивают многие гитаристы, и Маккартни с Харрисоном тоже пробовали.
Чем дальше от тех лет, тем отчетливее видится, что The Beatles встроены в мировую культуру столь же изящно, сколь и прочно. Переворот в поп-музыке, неиссякаемый источник вдохновения для джазистов всех мастей — и так будет еще много десятков лет. А еще с увеличивающегося расстояния видно, как глубоки у The Beatles корни. Нередко аккордовые цепочки и мелодическое завершение куплетов той или иной их вещи шлют привет старым английским композиторам, писавшим еще за полвека до Баха, во времена Елизаветы, для верджиналов — английских родичей клавесина. На этих инструментах, издающих характерный звук яростно или нежно пощипываемых струн, англичане обильно и виртуозно импровизировали. И сейчас, когда такой изощренный гитарист, как американенц Эл ди Меола, играет те же аккордовые цепочки без барабанов, клавишных и вокала, родство The Beatles с верджиналистами-прародителями проступает во всей восхитительной красе, и тем чудеснее, что происходит это без чьего‑либо особого намерения.
А вот чего ди Меола добивался специально, так это того, чтобы после всевозможных чужих каверов, в которых песни The Beatles переиначены до полной утраты идентичности, сделать что‑то максимально близкое к оригиналу по ясности и простоте. Однако в своем стиле, которому свойствен непревзойденно затейливый узорчатый рисунок. «Я хотел оставить сущность мелодии, синкопируя ритм. Внести ритмическую изощренность, а гармонические красивости убрать», — говорит музыкант. Это оказалось нелегкой работой.
Ди Меоле понадобились три шестиструнные акустические гитары. Две «тезки»: одна от испанского мастера Конде Херманоса с нейлоновыми струнами, вторая — со стальными, сделанная в единственном экземпляре фирмой Gibson, а также Martin 1948 года. Треки «In My Life» и неуловимо тревожный «Because» записаны с наложениями всех трех инструментов, «Penny Lane», «I Am The Walrus» и «I Will» — двух, а в «And I Love Her», «Blackbird» и «If I Fell» звучит только один. Притом порой не только звенящие или шелестящие струны, но и деревянный корпус (уподобленный очень богатой перкуссии, например в «I Will»). А в «Eleanor Rigby», как и у The Beatles, участвует классический струнный квартет.
В сентябре прошлого года, когда вышел альбом «All Your Life», самый титулованный джазовый гитарист современности сознался: «Если бы не было The Beatles, я бы, может, стал пожарным». Запись сделана на аналоговой аппаратуре в лондонской студии Abbey Road, где
The Beatles работали в пору своего расцвета, когда ди Меола был ребенком. Попав туда, он почувствовал себя «как дитя в Диснейленде». В перерыве между записями он на пару дней арендовал дом в Хэмптоне. «У вас по соседству живет поп-звезда», — отрекомендовал риелтор. По дороге навстречу ди Меоле на старом Ford Bronco потихоньку ехал Маккартни. Они опустили стекла, поздоровались, коротко поболтали. «Я сказал ему, что пишусь в Abbey Road, и в этот момент думал: черт побери, вот же я разговариваю с Полом Маккартни!»
Для ди Меолы «All Your Life» — замыкание важнейшего жизненного круга. Он и играть‑то начал мальчишкой, наслушавшись The Ventures, The Beatles и Пресли из родительской фонотеки. Занимался как одержимый, поступил в джазовый колледж Беркли, за считанные минуты сорвался играть по приглашению Чика Кориа. Доигрался до фламенко (пригодилось для «Eleanor Rigby», которую вы и представить не могли под грохот каблуков отчаявшейся испанки, и для «Michelle», ставшей как танец, в котором заранее не известно, как себя поведет партнерша) и триумфального гитарного трио с Пако де Лусией и Джоном Маклафлином. Стал пионером фьюжн-джаза, соревновался и объединялся с электронными MIDI-системами, перешел к пьянящей латине и поэтичным танго Пьяццоллы. Нынешний тур носит название «The Beatles и многое другое». Можно перевести как «Меня, сделавшего все это, сделали вот они».
Одесса, театр Музкомедии — 26 марта, 19:00
Киев, МЦКИ Октябрьский дворец — 27 марта, 19:00