Відпочинок

выставка

Тому що послідовний

Тому що послідовний
«Свобода на баррикадах»

За прошедшие четыре месяца художник Александр Ройтбурд неоднократно рассказывал, что он думает о Майдане — на своей странице в Facebook, на самом Майдане, в эфире телевизионных каналов и на страницах онлайн- и печатных медиа. Теперь руки дошли и до высказывания в более привычном художнику пространстве: в «Щербенко Арт Центре» открылась выставка Ройтбурда «Мантру геть!».

Как и следовало ожидать, количество посвященных Майдану выставок, которые в той или иной степени рефлексируют его события, продолжает расти. Первыми ласточками перехода художников от сбора и осмысления революционных впечатлений к их претворению в материале стали выставка художника Бориса Егиазаряна в галерее «Триптих» (Борис был одним из первых, пострадавших от насилия властей во время революции, — он оказался среди избитых на Майдане «Беркутом» еще в ночь на 1 декабря) и сборная солянка «Огонь любви. Посвящение Майдану» в Центре современного искусства М17.

20 марта в киевском «Щербенко Арт Центре» открылась выставка еще одного активного участника Евромайдана, известного художника, лидера Facebook-мнений и вообще яркого персонажа Александра Ройтбурда. Названа она в духе любимых художником каламбуров «Мантру геть!» и посвящена, как это понятно из названия, актуальным политическим событиям.

Ройтбурд был, наверное, первым украинским художником, вышедшим на Майдан, точнее, взявшим такси и поехавшим на него еще вечером 21 ноября, когда в сети раздались первые призывы к гражданскому протесту против отмены евроинтеграционного курса Украины. С той минуты Александр стал, без преувеличения, одним из духовных лидеров Майдана, неизменно успокаивающим тревожащихся, подбадривающим павших духом и остужающим горячие головы в социальных сетях. Смесь здорового цинизма, прагматичного оптимизма и неполиткорректного юмора, свойственная Ройтбурду — виртуальному персонажу, оказалась как раз тем миксом, которого так жаждали украинские души, ввергнутые в эмоциональный водоворот революционных событий.

Всю же инфернальную, иррациональную, макабрическую часть своих революционных впечатлений Ройтбурд вытеснил, кажется, на поле творческой деятельности. Несколько полотен и новая серия работ на бумаге, выставленные в «Щербенко Арт Центре», представляют очень типичное творчество Ройтбурда с его фрагментами обнаженных тел, связующими их шлангами-кишками, тревожными рваными фактурами и отсылками к известным сюжетам классической живописи.

Эти известные сюжеты Ройтбурд толкует вольно, порой неузнаваемо: в римейке «Свободы на баррикадах» Делакруа сама фигура свободы практически растворилась в соседних живописных пятнах, а горожанин в цилиндре стал подозрительно напоминать русское «наше всё» Александра Сергеевича Пушкина; в парафразе «Поднимающего знамя» Коржева сквозит не героический пафос оригинала, а сомнение и усталость, а из «Хиосской резни» Делакруа исчезла сама резня, замененная парой плакальщиц.

Помимо традиционной техники «холст, масло», Александр Ройтбурд выставил также серию работ на бумаге, в которой он вовсю использует один из излюбленных своих в последнее время приемов — туманный, как правило, текст, сопровождающий не менее загадочное изображение. В текстах тоже проскальзывают остросовременные мотивы — мольфары, зеленые человечки и другие персонажи, наполненные теперь для каждого украинца совершенно особым смыслом. Тем не менее стоит признать: эта выставка, как и любая другая Александра Ройтбурда, — не о Майдане, не о современной Украине, не о каких бы то ни было реалиях нашей жизни, а о самом Ройтбурде и о его творчестве, фундаментальные основы которого не в силах изменить ни одна революция на свете.

Киев, «Щербенко Арт Центр», до 12 апреля

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама