Відпочинок

концерты

Положительная керамика

Положительная керамика

В Украине проходит довольно много джазовых событий высокого уровня, 
и на фестивали вроде Jazz In Kiev, Jazz Koktebel и львовского Alfa Jazz съезжаются 
ведущие джазовые исполнители мира. Но именно концерты Марка Рибо в Киеве 
и в Одессе определенно станут главным джазовым событием года в Украине.

Марк Рибо по праву считается одним из самых разносторонних и ярких гитаристов современности. Его карьера началась еще в начале 1980‑х в гастрольной группе Чака Берри. Через несколько лет его пригласил Том Уэйтс, гений музыкально-театрально-экспериментального кабаре-рока (гитара Марка Рибо является визитной карточкой его саунда, их сотрудничество продолжается по сей день). Еще один постоянный музыкальный партнер Рибо — Джон Зорн, джазовый новатор, радикальные эксперименты которого не раз меняли вектор развития современной музыки. Сейчас Марк Рибо — признанный сессионный гитарист, к услугам которого прибегают звезды первой величины самых разных музыкальных направлений от Дэвида Силвиана и Лори Андерсон до Роберта Планта и Элтона Джона. Его появление на любой пластинке означает лишь одно — это будет интересная и нестандартная запись. Его причудливый блюз и neo-no-wave эстетика придают изысканную грацию любой пластинке, в которой он появляется хотя бы в качестве сайдмэна.

Украину Марк Рибо посетит со своим проектом Ceramic Dog в рамках европейского мини-тура — всего 10 концертов в течение 10 дней. Сам Рибо описывает жанр своего коллектива сложносочиненным термином «фри-панк-фанк-экспериментал-психоделик-пост-электроника». Мы связались с Марком, чтобы поговорить о музыке и узнать, почему, в отличие от многих других, он не боится выступать в нашей стране в столь непростое время.

— Вы начинали как гаражный музыкант. Почему?
— Потому что мне нравились гаражи.

— Некоторые до сих пор уверены, что Марк Рибо — джазовый гитарист. Каковы сейчас ваши взаимоотношения с джазом?
— Мне всегда интересны музыканты, которых некоторые люди считают джазовыми. Далеко не каждый, например, признавал , что Элберт Эйлер играет джаз, пока он был жив. В любом случае я могу использовать некоторые би-боповые фишки, но я неважный би-бопер. Вообще люблю много музыки, которую не могу сыграть, но джаз на меня влияет как вид интерпретационного искусства: я играю стандарты. Во всем этом есть нечто талмудическое.

— Однажды вы сказали, что Чак Берри сильно повлиял на вас. Была ли трудной эта школа? Играть с Чаком — это сложно?
— Нет! Играть с ним было очень здорово. Все его ритм-партии сильно отличаются, там огромное количество нюансов. Я считаю, что каждый гитарист должен знать его соло. Он, в конце концов, один из изобретателей рок-н-ролла.

— А еще вы играли с российской группой «АукцЫон». В чем особенность работы с музыкантами из бывшего Советского Союза?
— Не думаю, что «АукцЫон» можно назвать типичной постсоветской группой. Равно как и вообще отнести к какому‑то другому типу музыкантов. Они очень своеобразны. У нас была большая проблема — языковой барьер. Но мы нашли взаимопонимание. В сущности, все это шаманские ритуалы и громкие гитары.

— В какой момент вам пришла идея о музыкальной деконструкции?
— Деконструкция бывает вполне себе академической, почитайте Барта — поймете, как это делается, и можете попробовать. У меня слегка иной подход. Я играл клише моего времени, пока не уставал от них настолько, что они разваливались сами по себе.

— Как‑то вы играли на гитаре ключами от квартиры. Какие еще необычные способы звукоизвлечения применяли?
— Послушайте пьесы Зорна, которые я записал для его альбома The Book of Heads. Они сочинены так, что играть их нужно ершиком для курительной трубки, воздушными шарами, карандашами, пилочкой для ногтей, которую пропускаешь под струны, скрипичным смычком, используя говорящих кукол и магнитофоны, рассыпая зерна риса на струны, с креплениями и зажимами, извлекая шумы из корпуса гитары. И это не все — только то, что вспоминается в данный момент.

— Вы поработали с десятками музыкантов до начала сольной карьеры. Когда поняли, что пора ее начинать?
— Я всегда занимался сольными проектами, просто после работы с Уэйтсом другие музыканты стали мне разрешать себя записывать.

— Ваш первый сольник называется Rootless Cosmopolitans («Безродные космополиты»). В странах бывшего СССР это словосочетание ассоциируется с личностью Сталина. Как вы его услышали?
— Хотите верьте, хотите нет, но я немного знаю историю. Впервые я услышал это выражение, кажется, в стихотворении Аллена Гинзберга Kral Majales («Майский король»), в которой он рассказывает, как избирался пражским «Майским королем» в 1960‑е, как его преследовала тайная полиция и как в итоге он был выслан из страны. Или из его собственного рассказа о том, как он писал Kral Majales… Точно! Помню, Гинзберг рассказывал мне, как один из агентов тайной полиции обратился к нему с вопросом: «Вы кто? Безродный космополит?». И я тогда подумал: «Крутое название для группы!».

— В апреле вы играете в Киеве и Одессе. Политическая ситуация в Украине сложная. Некоторые музыканты уже отказались приезжать к нам. А вы не опасаетесь?
— Мы с остальными участниками Ceramic Dog тщательно обдумывали ответ на ваш вопрос. У нас много друзей в России. Без преувеличения могу сказать, что люблю Санкт-Петербург, а Москва — единственный город, кроме Нью-Йорка, где я чувствовал себя дома. Если после нашего разговора возникнут трудности с гастролями там, мы будем очень сожалеть. Кстати, мы не ставим под сомнение заявление Владимира Путина о том, что Запад, НАТО и США неуважительно относятся к России. Но мы музыканты, а не «Запад». И наши русские братья и сестры нетрадиционной сексуальной ориентации, они любовники, а не «Запад». И Pussy Riot это не «Запад». И Анна Политковская. И народ Украины, который хочет создавать свою историю, тоже не «Запад». 
Язык культурных различий был создан для того, чтобы освободить людей, а не как предлог придушить их сильнее. Мы — люди. И мы хотим жить свободной жизнью, без тирании и имперских взглядов, какими бы они ни были — восточными или западными. И, черт подери, да! То, что нас пригласили в Украину именно сейчас, — это честь. Лучшего времени просто не придумаешь. Мы гордимся возможностью позависать с людьми, которые против всякого дерьма и тирании! Хлеб и розы!

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама