Маленький бутик Miller et Bertaux напоминает уютную ремесленную мастерскую. В этом оазисе тишины, расположенном в самом центре шумного парижского квартала Маре, дизайнер Франсис Миллер рассказал о своем партнере Патрике Берто, их увлечении парфюмерией и значении дерева в творчестве.
— Как вы познакомились с вашим компаньоном Патриком?
— Ой, это очень давняя история. Мы встретились, когда работали в индустрии моды. И профессиональными отношениями дело не ограничилось — все закончилось свадьбой, которую сыграли здесь, во Франции.
— А когда появилось на свет ваше детище — магазин Miller et Bertaux?
— До момента открытия собственного бизнеса мы много путешествовали, работая для крупных дизайнерских марок. И как‑то, вернувшись из Австралии, поняли: время пришло, пора открывать собственный бутик в Париже. Сейчас такие магазины принято называть концепт-сторами, но тогда, в 1985 году, это было действительно что‑то новое.
— В первую очередь вы специализируетесь на дизайне одежды. Как возникла идея сделать парфюмерную линию?
— Однажды к нам зашел человек из большой парфюмерной компании Esteban Paris Parfums и предложил придумывать для них ароматы. Так и началось наше увлечение парфюмерией. А пару лет назад мы выпустили духи под собственной маркой «Miller et Bertaux».
— Вот так просто от одежды к духам?
— Да. Нам нравилось создавать духи. У нас нет специального образования, только идеи об ароматах. Мы делаем только те духи, которые сами хотим носить.
— И какая ваша последняя ароматная любовь?
— Сейчас в нашей коллекции девять парфюмов. Последняя новинка называется «In» (уже представлена в Украине. — Ред.). Мы хотели найти «запах следующего дня»: сегодня вы наносите парфюм, а на следующий день все еще ощущаете его на шарфе, одежде или подушке.
— Вы уже работаете над новым ароматом?
— Да, но это секрет. Ничего вам не скажу. Я хочу сохранить процесс его создания для себя. Когда мы только начинали работать с парфюмерией, то много общались с магазинами и дистрибьюторами. Однажды нас с Патриком спросили о нашем будущем парфюме, и мы рассказали его историю. Однако в процессе работы над ароматом он полностью трансформировался, так что получилось, что мы вроде как сказали неправду. Поэтому теперь, наученные опытом, мы держим все свои новые идеи в тайне.
— Есть ли у других брендов духи, который вам особенно нравятся?
— Я не люблю пробовать парфюмы других брендов, потому что не хочу, чтобы на меня влиял «чужой» запах. А вдруг я услышу композицию у конкурента, которая окажется безумно хороша? Нет, я этого не хочу (смеется).
— Существует ли связь между одеждой, которую вы продаете, и духами?
— Немного. Нам с Патриком нравится путешествовать. Одно из наших любимых направлений — Индия. Безусловно, в нашей коллекции есть одежда и ювелирные украшения, которые были созданы под влиянием этой страны. И, конечно, духи — это «Shanti, Shanti» и «A Quiet Morning». Последний аромат включает в себя ноты куркумы, шафрана и басмати, которые передают ощущения утреннего воздуха, чистого и спокойного.
— Делите ли вы духи на женские, мужские и унисекс?
— По правде сказать, мне не нравится идея гендерного разделения духов. Работая над запахом, мы просто берем элементы из природы. Как показывает практика, мужчинам тоже может нравиться аромат розы, а женщины могут быть в восторге от древесных нот.
— Упаковка всех ваших парфюмов имеет единый стиль. Почему вы ее сделали именно такой?
— Первоначальной идеей было создать упаковку, похожую на предмет интерьера. В голове был образ ретабло — мексиканской разновидности алтарного образа. Он и послужил прототипом упаковки. Верх каждой коробочки мы украшаем веточкой дерева и ленточкой. Это потому, что мы верим, что прикосновение к дереву приносит удачу. И из всех запахов древесные ноты — наши любимые.
— В процессе совместной работы всегда возникают творческие споры. Какой бы из запахов вы назвали самым «бесконфликтным»?
— Прежде чем выпустить аромат, удостоверяемся, что одинаково представляем себе, каким должен быть конечный результат. Например, в процессе создания аромата «Close Your Eyes And…» мы ни разу не вступили в спор друг с другом. Как‑то был случай: работая над очередным запахом, парфюмер прислал нам пробник аромата. Несмотря на то что получилось здорово, запах оказался совсем не таким, как мы его задумывали. Так что через некоторое время снова вернулись к работе над этим парфюмом, чтобы довести до идеала. Решение оказалось простым и быстрым.