В общем‑то, Vacuum никуда и не исчезал. Он просто затаился на время, а теперь, выждав паузу, снова готов показаться пред очи своих самых преданных фанатов, живущих в Восточной Европе
Музыкальные проекты шведского продюсера Александра Барда напоминают брошенные игрушки. Поиграл в Army Of Lovers — распустил. Повозился три года с Vacuum — умыл руки. Alcazar, Bodies Without Organs, Gravitonas оказались явлениями того же порядка. Каждый раз загораясь идеей нового проекта, усатый эксцентрик, похожий на ушедшего в загул пожилого мушкетера, перестает писать песни для предыдущего — как следствие, все его начинания последних десятилетий, оставшись без творческой подпитки, поочередно канули в Лету. Все, кроме Vacuum. В то время как последняя игрушка Барда под названием Gravitonas уже три года не подает признаков жизни, Vacuum держится бодрячком, выпускает песни и всячески благодарит восточноевропейских слушателей за поддержку.
По иронии судьбы, в конце 1990‑х постсоветские поклонники, миллионными тиражами раскупавшие у пиратов первые два «вакуумных» альбома, едва не потопили любимую группу: после подсчета недополученной прибыли звукозаписывающий лейбл Stockholm Records разорвал с музыкантами контракт, мотивируя это тем, что с пиратов взятки гладки, а официальные продажи дисков слишком малы и всех расходов не покрывают. Поскольку Бард, главный продюсер и песенник, примерно в это же время покинул Vacuum ради запуска нового проекта, а за ним с тонущего корабля сбежала солистка и клавишница Марина Шипченко, остальные участники упали духом: некоторое время они еще продолжали уверять журналистов, что главный заводила вышел на пять минут за сигаретами и скоро обязательно вернется, но потом отменили запланированные концерты и объявили о творческой паузе. Попытка вокалиста Маттиаса Линдблума заменить основателя группы другим автором — Андерсом Вольбеком — не помогла отсрочить неизбежное, поскольку стало очевидно, что идеи Барда умеет эффектно воплощать только сам Бард, а без него продолжать «в том же духе» никак не получится. Vacuum был положен на полку до лучших времен.
Обычно в подобных случаях «лучшие времена» так и не наступают, но Линдблум решился на полное переформатирование проекта и этим его спас: через два года, в 2002‑м, публике был представлен новый Vacuum — с новым составом, новыми текстами и новой музыкой. Бард, будучи дипломированным социологом, писателем и философом, любил сочинять песни на темы геополитики и религии; тандем Линдблум — Вольбек выровнял этот курьезный перекос, переведя тексты в плоскость нормальных человеческих переживаний. Обожаемый Бардом синти-поп они разбавили техно, трансом и другими популярными жанрами. Дела проекта сразу пошли в гору, Маттиас и Андерс прослыли хитмейкерами, а их композиторские таланты стали активно использоваться другими артистами: в «нулевое» десятилетие соавторы написали на сторону едва ли не больше песен, чем для собственной группы.
Может быть, именно поэтому новый альбом после возвращения из комы у них вышел всего один — «Your Whole Life is Leading Up to This» в 2004‑м; с тех пор группа решила отказаться от записи лонгплеев и промышляет синглами, выпуская их строго по штуке в год. Фанатская база не в обиде: для них делаются лимитированные специздания синглов с разнообразными бонусами — клипами, ауттейками, постерами и прочими веселыми вещами вплоть до футболок с изображением группы. И неумирающие хиты «I Breathe» и «Let the Mountain Come to Me» по‑прежнему звучат на концертах, давя ностальгическую слезу из фанатов.
И все бы хорошо, да что‑то нехорошо: в этом году коллектив еще никак о себе не заявлял, сайт его зарос паутиной, новых песен в iTunes не наблюдается, лишь фанаты, рыщущие по месяцами не обновлявшимся аккаунтам Маттиаса в соцсетях, тревожно перешептываются: «Неужели это правда, что он нас бросил и посвятил себя рыбалке?» Судя по афишам предстоящего киевского концерта — пока не посвятил, а если и посвятил, то не совсем. Но намек вы поняли. Лучше сходить на Vacuum сейчас, чем ждать, пока Линдблум сыграет в любимую игру Барда.
Киев, Зеленый театр
20 июня, 20:00