Однажды появившись, настольные часы уже никогда не выходили из моды. И сегодня, когда внимание потребителей в основном приковано к наручным часам, многие гениальные инженеры и дизайнеры продолжают создавать настольные механизмы, устройство и красота которых поражают воображение Frank Jutzi Table Сlock With Tourbillon.
В 1985 году швейцарец Фрэнк Ютци открыл мастерскую по ремонту антикварных часов. В свободное время он разрабатывал собственные модели и уже через 15 лет стал членом Академии независимых часовщиков. Насколько непросто человеку, производящему часы, стать часовым академиком, говорит тот факт, что на сегодняшний день эта организация насчитывает всего 36 членов и 5 кандидатов.
Но и получив признание мэтров, Ютци не изменил своим пристрастиям — он продолжает создавать турбийоны и настольные часы, а новое творение мастера — это вообще два в одном. Полного завода пружины этим настольным часам с турбийоном хватает на 8 дней. Единственная стрелка предназначена для индикации минут, а числа, обозначающие часы, появляются в окошке верхнего циферблата. Кроме необычной индикации, часы Ютци выделяются среди прочих настольных моделей роскошным оформлением: 2‑килограммовый корпус изготовлен из серебра, декорирован эмалью и фигурками зимородков из золота, лазурита, опала и оникса. Часы, высота которых 45 см, выпущены в единственном экземпляре. Цена Table Сlock With Tourbillon пока не объявлена.
L’Еpеe 1839 / MB&F Starfleet Machine
Швейцарская компания L’Еpеe 1839 была практически неизвестна широкой общественности: она специализировалась на выпуске небольших партий очень дорогих часов. Но в 1976 году, благодаря заказу настенных часов для салона самолетов «Конкорд», о мануфактуре узнали многие. Проект сверхзвукового лайнера просуществовал недолго, но связь с летательными аппаратами у компании не прервалась до сих пор: в этом году L’Еpеe 1839 выпустила настольные часы, напоминающие космический корабль из «Звездных войн». Глава мануфактуры MB&F Максимилиан Бюссер — большой поклонник этого фильма. Он разработал дизайн Starfleet Machine и предложил директору L’Еpеe 1839 Арно Николя создать такой же необычный механизм.
«Мы не могли не согласиться, — сказал Арно. — Проект Starfleet Machine был для нас серьезным вызовом: главная сложность заключалась в придании часовому механизму формы, заданной дизайном». Мануфактуре, специализирующейся на часах с вертикальными механизмами, пришлось создать новый расположенный горизонтально калибр.
Инженеры L’Еpеe 1839 оснастили его пятью заводными барабанами. Это позволяет часам высотой 21 см и диаметром 29 см работать 40 суток на одном заводе (за это время погрешность хода составляет всего 2 минуты). Время в этой модели определяется с помощью центрального черного купола и изогнутых стрелок. За центральным куполом располагается еще один купол поменьше — индикатор запаса хода. Секундные стрелки под центральным куполом выполнены в виде лазерных пушек. Все детали сделаны из бронзы и покрыты палладием.
Механизм Starfleet Machine снабжен противоударной системой Incablock, которую обычно используют только в наручных часах: это устройство позволяет перевозить часы, не опасаясь повредить хрупкую начинку. Во избежание попадания в открытый механизм Starfleet Machine пыли, производители советуют накрывать часы прозрачным куполом из полированного плексигласа. Тираж — 175 экземпляров (по случаю 175‑й годовщины мануфактуры L’Еpеe 1839), цена — $ 31 500.
Jaeger LeCoultre Atmos Classique Transparente
Эти часы в сапфировом корпусе высотой 25 см не нужно заводить, в них не надо менять аккумуляторы и их в отличие от часов, работающих на солнечных батареях, нет необходимости выносить на свет. Atmos Classique Transparente (производитель сообщает, что они прослужат не менее 600 лет) работают благодаря изменению температуры и атмосферного давления. Стоит температуре измениться на один градус или давлению на 3 миллиметра ртутного столба — и часы получают импульс, которого хватает на два дня работы.
Энергия передается механизму посредством сильфона — упругой гофрированной трубки, заполненной этилхлоридом — веществом, меняющим объем даже при незначительных колебаниях температуры или давления. Энергия, высвобождающаяся в результате изменения объема сильфона, передается заводной пружине, которая и запускает механизм, сделанный из 217 деталей. Калибр Atmos Classique Transparente оснащен очень медленным балансом, совершающим всего 120 полуколебаний в час. Он движется в 180 раз медленнее, чем баланс в часах, работающих с частотой 3 Гц. Такая скорость — необходимое требование для механизма, работающего в условиях жесткой экономии энергии.
Линейку Atmos на мануфактуре Jaeger LeCoultre начали выпускать в 1928 году. С тех пор высоким гостям, посещающим Швейцарию, неизменно преподносят именно такие часы. Остальные могут приобрести этот шедевр за $ 11 700.
Erwin Sattler Aero
В 1958 году потомственный часовщик Эрвин Сеттлер открыл в Мюнхене свою мануфактуру, специализирующуюся на создании высокоточных секундомеров. Для увеличения точности часовых механизмов он решил тогда использовать передаточные шестерни с большим количеством зубьев. Новое творение Erwin Sattler не менее оригинально, чем его секундомеры 1960‑х.
Модель Aero выполнена в форме крыла биплана. В центре хромированной и обтянутой кожей конструкции находятся часы в стиле авиационного прибора начала ХХ века с голубой LED-подсветкой циферблата. Остальные, размещенные на «крыле» окна — это камеры подзавода. Каждый блок подзавода можно запрограммировать индивидуально, используя WLAN или USB. В памяти механизма хранятся пресеты для 7000 различных моделей. Тираж Erwin Sattler Aero — 58 экземпляров, цена не объявлена.
Konstantin Chaykin Tourbillon 55
Первые настольные часы Константин Чайкин собрал в 2008 году. Это был калибр с вечным календарем и модулем, показывающим наступление православной Пасхи. Та модель стала для Константина своеобразной дипломной работой, после которой его приняли в Академию независимых часовщиков: швейцарцы были поражены сложностью и качеством сборки механизма. Настольными часами Чайкин продолжает заниматься до сих пор и на последней базельской выставке представил новую модель из коллекции Tourbillon 55. Говорят, название модели связано с тем, что Чайкин является заядлым радиолюбителем, а позывной 55 на языке увлеченных радиосвязью обозначает рукопожатие. Название вынесено на циферблат часов и помещено на отметке «55 минут». При этом остальные 11 отметок обозначены часовыми, а не минутными индексами.
Настольные часы Чайкина имеют турбийон. Собственно, большинство инженеров уверены, что обычный одноосный турбийон имеет смысл устанавливать только в неподвижных, вертикальных часах, ведь в наручных это усложнение неэффективно. В этой модели установлен одноминутный турбийон, выполняющий, кроме всего прочего, функцию секундной стрелки. Мануфактурный калибр обладает 10‑дневным запасом хода. Новый механизм от Чайкина в 15‑сантиметровом корпусе из никелированной латуни и драгоценных пород дерева собран и на камнях, и на прецизионных подшипниках. Чтобы повысить точность хода часов, Чайкин разместил на заводном барабане ограничитель крутящего момента пружины, выполненный в виде мальтийского креста. Цена Konstantin Chaykin Tourbillon 55 пока не объявлена.