Mercedes взрастил каннибала, а мы потеряли C-klasse в его привычном понимании. Навсегда. В трех первых поколениях это был семейный седан для сытых буржуа. Новейшая «цешка» переросла свой класс, и это касается не только размеров, но и амбиций. По комфорту, комплектации, опциям, даже внешне — это уже чуть ли не S-класс, но пластичней, шустрее и доступней. Чтобы узнать сколько осталось куковать CLA, Е-klasse и CLS мы отправились в Прованс.
Поскольку тест-драйв седана (внутренний индекс — W205) начинался в Марселе, нам не удалось уйти от ассоциаций с фильмом Taxi. Только вот в разрез со сценарием Люка Бессона теперь догнать «банду на красных мерседесах» не было шансов не только у полиции, но и у всех таксистов Прованса. Ибо в руках у нас была не простая «цешка», а топовая — полноприводно-пневмоподвесочная С400 AMG.
Но что правда, то правда, — наш Mercedes — не самый лучший выбор для подобного города. 333-сильному двухтурбинному V6 явно тесно в закоулках старого города и перекопанной набережной. Дорогущие диски AMG того и гляди поцарапаются о высоченные поребрики, зажатая подвеска ощутимо потряхивает задних пассажиров на не самых лучших дорогах Франции, жандармы, не мигая, провожают взглядом штутгартские номера, а дорожные «заробитчане» пристально разглядывают сидящих внутри. Журналисты, которым достались бежевые W205, жаловались, что прохожие то и дело дергали за ручки, принимая новые «цешки» за такси. А вот окажись с нами Дитер Цетше, босс всея Daimler AG, он был бы в восторге. Ведь это означает, что круг замкнулся — машина одновременно похожа и на использующийся для извоза граждан Е-klasse, и на флагманский S-klasse. Отсюда пристальное внимание к нашему экипажу и недремлющих блюстителей порядка, и школьниц пубертатного периода. В квартал красных фонарей решили не заезжать.
Старикам здесь не место
Дизайнер проекта Уве Халлер мог бы спокойно пить по утрам свой любимый Roederer Blanc de Blancs — с поставленным заданием он справился на ура. Герра Цетше, по его словам, очень смущало, что резкое расширение модельного ряда, несмотря на все попытки сохранить общий корпоративный лик, привело к размыванию целостного образа. И действительно, запаркованные бок о бок новейшие GLK и CLS выглядят пришельцами из разных эпох. 205‑й знаменует возвращение к единому образу, причем значительно помолодевшему — как это произошло с Cadillac. Если помните, в свое время обоих производителей критиковали за излишне возрастную линейку. Немцев — за «автомобили для шестидесятилетних господ в шляпах», американцев — за «седаны для вышедших на пенсию».
Но Халлеру не до наших шуток, на презентации он не выглядит счастливым. «Очень сложно. Слишком много правил, ответственности», — коротко отвечает Уве на вопрос о работе над седаном, пресекая дальнейшие расспросы. Что несколько странно, ибо по продолжительной работе над Audi и VW дизайнер прекрасно знает, как «дойче вита» подходят к вопросу самоидентификации — даже трепетнее, чем консервативные до мозга костей британцы. Зато и результат налицо — Mercedes в потоке автомобилей узнает любая домохозяйка. Другое дело, что теперь разобраться, какой именно из «мерсов» попал в поле зрения, будет куда сложнее. Ведь CLA (формально являющаяся нишевой модификацией «цешки» — такой же, как двухдверные купе и кабриолет), что бы там ни писали в пресс-релизах, в плане стилистики — суть грамотно масштабированный CLS. А W205, если в двух словах, — пропорционально уменьшенный S-klasse.
Разумеется, команда Халлера не одалживала прибор у героев фильма «Дорогая, я уменьшил детей». Но с флагманским седаном наш C400 путали даже такие знатоки, как заправщики и швейцары. Нетрудно догадаться, что именно подумают о неофите владельцы S600, но троекратное «ши-ши» за высококачественную стилизацию от китайских товарищей немцам обеспечено. Теперь нет нужды покупать S-класс — без шильдиков 99,9 % населения КНР не отличит один седан от другого. А значит: зачем платить больше? И зачем собирать W205 в США, если в Поднебесной все равно купят больше?
Но мы отвлеклись. Преемственность образов — вот что ожидало руководство от команды Халлера. И это понятно — на C-klasse приходится 20 % продаж, хотя в линейке концерна больше дюжины семейств, и большие боссы хотели бы исключить любые риски. Вдумайтесь: сегодня Mercedes — единственный в мире бренд, который может предложить покупателям два варианта маски лица — для «спортивных» и «гражданских» версий. Причем речь не о банальных детальках: за исключением оптики, различия во всем : в пластике капотов, в форме и «наполнении» радиаторной решетки и воздуховодов, в «сложносочиненности» бамперов.
Красота требует жертв
А дело все в том, что в отличие от других брендов «дойче виты», дизайн «мерседесов» давно перестал быть исконно тевтонским. Поэтому ему и не понадобились рискованные пластические операции а-ля Крис Бэнгл, как тому же BMW. ДНК стиля, созданное еще в 1950‑1970 гг. Полем Браком и его учеником Бруно Сакко, живо и поныне — те же пропорции, сопряжения, соотношения объемов. Именно Брак в 1950‑е настоял на отделении дизайнерской студии от остальных отделов, и с тех пор департамент стиля базируется в городке Синдельфильген, а не в Штутгарте, как весь концерн. Именно Сакко, верой и правдой служивший концерну более сорока лет, перед своим уходом открыл интерьерный дизайн-центр — подальше от мегаполисов, орднунга и практишер-квадратиша, в альпийской пасторали Ломбардии. Там, в созерцании вод озера Комо рождались струящиеся непрерывные линии, перетекающие друг в друга поверхности. Все то, чем мы наслаждаемся сегодня в W205.
Спорт с плюсом
W205 есть что предложить и помимо захватывающего сплава модерна и классики. Во-первых, впечатляющий простор — чтобы максимально развести по углам ринга С-klasse и CLA, седан строили на модульной среднеразмерной платформе MRA. В сравнении с предшественником он прибавил целых 95 мм длины и 80 мм базы. Еще один бонус MRA — возможность использовать, помимо обычно пружинной подвески, пневматическую. То есть с электронно-управляемыми амортизаторами, функцией регулировки клиренса и преднастройками Comfort, Eco, Sport и Sport+, которая помогает преодолеть традиционно задемпфированный акселератор.
Праздник невиданной щедрости продолжается в оснащении. Загибайте пальцы: мультмедийная система с выходом в интернет и ТВ-тюнером, соответствующим аудиофильской акустике Burmester Surround Sound уровнем шумоизоляции, система предотвращения столкновений, автоматический парковщик, камера кругового обзора, ароматизатор / ионизатор воздуха и без пяти минут автопилот — активный круиз-контроль Distronic Plus. А тачпад системы Comand Online, которая стала еще шустрее и понятнее, не достался даже флагманскому S-klasse. Причем немцы обещают, что детектор функции рукописного ввода распознает даже почерк врача. Отдельно стоит сказать о панорамной крыше, заливающей салон таким количеством света, что он начинает напоминать просторный аквариум. Площадь сдвигающихся люков такова, что впору говорить о том, что W205 — не седан, а кабриолет в его хрестоматийном значении: кузов со стационарными рамками стекол и дверей, но убирающейся крышей. По премиальности W205 переплюнула всех и вся в сегменте D+. Вопрос только в том, что станется с CLA, E-klasse и CLS, у которых 205‑й неминуемо будет отбирать клиентов. Десяток спикеров, наряду с Халлером рассказывавших нам о W205, в своих мнениях не были единодушны. Видимо, даже у самой компании нет пока четкой картины, главное — чтобы деньги покупателей текли в нужный карман. Цетше многозначительно улыбается в усы.