Украинская премьера программы современного грузинского танца «Рамишвили» дает пример того, как правильно использовать сценическое пространство для семидесяти неистовых танцовщиков и десятерых музыкантов
Десять лет назад Национальный балет Грузии «Сухишвиши-Рамишвили» впервые выступил в Киеве и уже к середине концерта завел зал до состояния восторженного ора. Взреветь было от чего. Поразительная красота хореографии, идеально вышколенный кордебалет, бешеный темп, неистовые глаза из‑под косматых папах. Великолепие костюмов грандиозного сценографа Симона Вирсаладзе. Блестяще выделанные двадцать семь танцев, ведущих происхождение от национального рукопашного боя с кинжальными драками и множеством способов вращаться на коленях, от пастушеских подкрадываний с плошками живого огня в ладонях, от женских храмовых танцев, манеры петь хором стоя друг у друга на плечах, ритуалов ухаживания и сватовства.
С тех пор они объезжают всю Украину дважды в год, выступая тут вчетверо больше, чем во всех других странах вместе взятых. Не раз и не два прокатился по Крещатику на своем двухметровом мотоцикле Yamaha RX-135 хореограф Илико Сухишвили-младший, внук основателей хореографического ансамбля Илико Сухишвили и Нино Рамишвили, сделавших революцию в подходе к грузинскому национальному танцу. От сезона к сезону Илико обновлял традиционную часть программы и сочинял новые, современные танцы для второго отделения шоу «Сухишвили». Прибавилось музыкантов в оркестре, который усаживают на сцене на небольшой подиум играть плавное с аккордеоном, когда выходят девушки, и звонкое барабанное, когда кувырком выпрыгивают мужчины.
А в марте в Киеве девушки переоделись в узкие плахты по колено и веночки с лентами, мужчины же облачились подобно тбилисским кинто в атласные черные шаровары с кушаками, сняли с голов папахи — и «Сухишвили» с нескрываемым удовольствием забабахали специально выученный украинский гопак. Элегантный грузинский акцент выглядел так: чуть меньше помпезности, прыжки не столь мощные, сколь точные, батманы более гибкие и быстрые, вращения капельку опрятнее и чище — и ко всему этому трогательный вид мужских ног в мягких сапогах-цаги на эластичной подошве, в которых танцуют поднявшись на поджатые пальцы, чтобы казаться выше гор.
Сейчас они привезли радикально модернизированную программу «Рамишвили». Ее сочинили Илико и арт-директор фамильного ансамбля — его сестра Нино Сухишвили (названная в честь той самой бабушки), профессиональный сценограф и в прошлом одна из лучших танцовщиц коллектива. Фольклорная классика сменилась отчасти сюжетными миниатюрами, из рядов и линий танцовщиков выделились солисты. «Словарь» танцевальных движений пополнился новой лексикой, и массовке теперь приходится еще сложнее. Девушки тут по‑мужски носят красные черкески с черными папахами и камуфляж, выполняют все мужские па, не боясь выглядеть агрессивно: когда акцентируются темы независимости и свободы, обычно становится не до женственности. Танец еще стремительнее, отчетливее, эффектнее. Грузину к лицу немного покрасоваться.
И, должно быть, нам покажут несколько новых номеров, впечатляющих так же, как шестиминутный «Хоруми», в котором музыканты до самого финала хранят молчание, чтобы танцовщики как один отбивали такт, приземляясь на колени, а танцовщицы — звеня монистами на старте пируэтов. Или как «Шеджибри», трюковый дивертисмент, в котором каждый соревнуется в виртуозности, выносливости и кураже.
Киев, НДИ «Украина» — 16 и 17 июля, 19:00
Одесса, Театр музкомедии — 22 июля, 19:00