От июльского концерта джазового трио Рони Бен-Гура самую малость веет Бразилией, а само оно выплавлено из первосортного материала
Джазовым музыкантам нужно заботиться о здоровье, чтобы прожить долгую жизнь. Может статься, что только в 40 вы затеете «Международный джазовый абонемент», как басист Арк Овруцкий, уже десять лет показывающий Украине замечательных музыкантов всех континентов. Или в 38 вас, преподавателя джазовых дисциплин в международных вузах всех уровней, наградят как «лучшего начинающего артиста» — именно так и произошло 14 лет назад с Рони Бен-Гуром, одним из самых востребованных в мире джаз-гитаристов, главным гостем июльского концерта МДА.
Слушая веселую, изобретательную и гибкую бразильскую игру Рони Бен-Гура, трудно заподозрить в нем израильтянина из семьи тунисцев, в юности лабавшего в клубах и на свадьбах и без конца дававшего уроки. В 23 он переселился в Нью-Йорк, где стал выступать в группе «Jazz Cultural Theatre» пианиста-ветерана Барри Харриса, победителя Grammy Award (а двадцать лет спустя переложил «Методу Барри Харриса» с «рояльного языка» на гитарный, курс опубликовали в США и Японии), и опять‑таки без конца кого‑то учил. Вплоть до того, что во всех вузах Нью-Йорк теперь преподают джаз по учебной программе авторства Бен-Гура, а сам он — педагог и с 1994 года директор джазовых классов в Lucy Moses School Кауфман-центра в Манхэттене. У Бен-Гура также есть собственная образовательная компания «Adventures in Jazz», устраивающая летние лагеря, посвященные джаз-латине, джаз-самбе и просто джазу в пуэрториканском Кабо Рохо, в Стамбуле и нью-йоркском Schroon Lake. Отзывы такие: «За две недели я стал не только играть (и петь!), но и понимать, что делаю и куда двигаться дальше. Рони волшебник». Хорошо бы все педагоги и директора были настолько классно играющими, как и он.
Слушая гитару Бен-Гура, невольно примеряешь на себя роль студента с шестистрункой в футляре. Что будем изучать? На выбор: собственно перемещение пальцев по грифу и струнам, чтобы выходил джаз; искусство импровизировать в разных стилях на аккордовые цепочки; умение эти самые цепочки создавать; ансамблевую игру — тут Бен-Гур и его постоянные сценические партнеры басист Санти Дебриано и барабанщик Дудука да Фонсека выше всяких похвал: тонкий, быстрый, непринужденный и основательный взаимный анализ и чудесный лирический отклик. А как насчет ритмической изворотливости, волшебного туше и неподражаемой чарующей мягкости тона? Как насчет неуловимого, как золотая пыльца, трибьюта Жобиму в каждом обыгрывании джазовых стандартов — и высшей пробы оригинальности в собственных композициях? Как насчет уподобить звуки своего инструмента шелесту пальм, волнам и брызгам океана? Плюс «отличительный талант мечтателя» (The New York City Jazz Record), изысканный вкус, умение выбрать и расположить музыкальный материал для альбома или концерта так, что вы остаетесь в уверенности, будто это и есть его первозданный порядок.
Слушая Бен-Гура, вы слушаете гитариста без шумной славы, но с ошеломительным мастерством. В трио с панамцем Дебриано и бразильцем Да Фонсекой (концертирующим с МДА так часто, что у нас он уже вроде почти как местный) Бен-Гур записал в позапрошлом году свой девятый альбом «Our Thing», впечатляющий даже больше, чем предыдущая пластинка «Mojave» (с Нильсоном Матта, 2011). В «Our Thing» знакомые припевы Жобима, Телониуса Монка и Ирвинга Берлина пропущены сквозь пост-боп поэтично и проникновенно, а что касается взаимопонимания музыкантов, то можно заподозрить их во владении даром телепатии. Здесь же есть новая версия чудесной композиции Бен-Гура «Танец Анны», давшей имя его альбому 2001 года, посвященному старшей дочери.
Он непременно сыграет ее в Киеве, и она вам запомнится своей прихотливой и в то же время невинной грацией. На барабанах будет Да Фонсека, а на басу — Арк Овруцкий, приверженец фанка бразильской пропитки такой крепости, что хватило на сольный альбом («Sounds of Brazil», 2011), и с компьютером в голове, способным вступить в игру с Джоном Кейджем (альбом «44.33», 2013). Долгих им всем лет жизни.
Киев, Caribbean Club
22 июля, 19:30