Відпочинок

концерт

С нами Боб

С нами Боб
Фото: УНИАН

Бобби МакФеррин, вокалист-виртуоз, выступающий в жанре a capella, везет в Европу свой новый альбом

Вы все, конечно, слышали «Don't Worry, Be Happy» — песню 1988‑го года, принесшую МакФеррину три премии «Грэмми». Чернокожий джазмен взял для припева изречение знаменитого индийского философа Мехер Баба, а музыку насвистел сам. Резонанс вышел такой, что общественное мнение внесло вокальный номер МакФеррина как в список лучших песен 80‑х, так и в список худших. «Кто бы мог подумать, что мелодия в стиле а капелла с семью песенными куплетами без инструментального сопровождения станет хитом?!» — удивлялся позже автор, отмечая, что привалившая мировая слава заставила его относиться к собственному творчеству с большей ответственностью.

Можно было бы и дальше «рубить капусту», но МакФеррин предпочел вложить заработанные деньги в реализацию своих творческих амбиций — на пике карьеры он ушел с эстрады в классику, начав брать уроки дирижирования, и вскоре снова прославился, на этот раз выступлениями с Чикагским, Кливлендским, Лос-Анджелесским, Лондонским, Венским и другими знаменитыми оркестрами. Более того, он придумал, как внедрить в дирижерскую работу свои излюбленные вокальные методы, — концерты у него нередко заканчивались хоровым пением музыкантов, откладывавших инструменты в сторону и исполнявших собственные партии в стиле МакФеррина, акапельно. Зачастую в происходящее вовлекалась и публика в зале.

Другим экспериментом стала постановка музыкантом оперы «Боббл» (2008), рассказывающей историю Вавилонской башни и целиком построенной на вокальных импровизациях. Оперу показали во многих странах, везде привлекая к работе местных музыкантов, потрясенный зал грохотал аплодисментами, а критики единодушно славили МакФеррина, который, по их мнению, «снова сотворил чудо» и «докопался до чего‑то первобытного внутри человека, до какой‑то Главной Эмоции». Вызов устоям состоял еще и в отказе от элементов шоу: опера МакФеррина являет собой два часа простого хождения по сцене и пения. Похожий принцип Бобби использует в своих сольных выступлениях, даваемых без музыкантов, с одним лишь микрофоном. Это не попытка «сэкономить» — если требуется, МакФеррин может быть и мегамеломаном: так, например, в работе над его предпоследним альбомом «VOCAbuLarieS» (2010), создававшемся по формуле «максимум вокала, минимум музыки», принимало участие более полусотни певцов.

На последней же пластинке «Spirityouall», увидевшей свет в прошлом году, Бобби дал волю своей любви к жанру «спиричуэл» — духовным песнопениям афроамериканского Юга, в основе которых лежат библейские ветхозаветные сюжеты. Неудивительно, ведь милый сердцу Бобби джаз свою импровизационную структуру во многом позаимствовал именно из spiritual music, а сам МакФеррин, воспитанный в традициях епископальной церкви, прежде чем посвятить себя музыке, намеревался стать англиканским монахом. После тинейджерских лет устремления поменялись, но религиозный импульс остался: вокалист по сей день при любой возможности с удовольствием перечитывает Библию и, по его собственному признанию, пытается молиться даже когда поет. А распевает он каждый день по нескольку часов, даже если нет концертов, просто для собственного развлечения, поскольку уже сама возможность петь переполняет сердце 64‑летнего виртуоза радостью. «Музыка — вместилище тысячи эмоций, она обладает коммуникативными возможностями, которыми не владеет никакой мировой язык, — уверяет Бобби. — В ней заключена невероятная сила, способная менять нас изнутри, приводить в порядок наши мысли и излечивать наши тела».

Собственное увлечение религией певец предлагает не воспринимать как фанатизм, считая себя просто «духовным последователем Иисуса». Но к связанной с этим миссии он относится вполне серьезно. «Мой отец [оперный певец Роберт МакФеррин] утверждал, что талантом его наделил Господь, что дар этот не его собственный, — говорит десятикратный лауреат Grammy. — Я чувствую то же самое: мне было дано это, чтобы делиться с другими и зажигать сердца. А так вообще‑то я парень очень тихий».

19 июля — Gstaad, Switzerland, Menuhin Festival Gstaad

21 июля — Barcelona, Spain, Festival El Grec

22 июля — Madrid, Spain, Teatro Circo Price

24 июля — San Sebastien, Spain, Plaza de la Trinidad

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама